Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Исследования М. Г. Бабаджанян и А. М. Волкова)

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Гигиена труда подростков / Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Исследования М. Г. Бабаджанян и А. М. Волкова)

Исследования М. Г. Бабаджанян и А. М. Волкова (1960), показавшие, что отношение показателя усилия при опиловке у подростков одного и того же стажа обучения величина постоянная и не зависит от их возраста; при сравнении времени, необходимого на изготовление одних и тех же инструментов, несмотря на одинаково успешное развитие трудовых навыков, в результате различной выносливости подростки 14—15 лет затрачивают его на 30—50% больше, чем подростки 16—17 лет.

Наблюдаемый в большинстве стран процесс акселерации, т. е. ускорение процесса роста и полового созревания организма подростков, имеет место и в СССР.

Например, среди подростков, работающих на производстве, и учащихся профессионально-технических училищ за последние 30 лет юноши 15 лет стали выше почти на 20 см, вес их увеличился на 16 кг по сравнению с подростками, работающими на фабриках и заводах Москвы в конце XIX века.

Подростки 14—16 лет стали выше на 15—20 см, а половое созревание у них наступает раньше почти на 3 года. Уровень развития 15-летних юношей, живущих в сельской местности, соответствует уровню развития городских подростков 16 1/2 лет.

Наряду с увеличением роста и веса отмечается и более высокий уровень развития нервно-мышечного тонуса, координации движений, выносливости. В. В. Бунак и некоторые другие антропологи в основу процесса акселерации ставят так называемый гетерозис, т. е. изменения организма, носящие генетический характер, который связывается с явлениями урбанизации и перемешиванием генетических признаков в связи с большим передвижением населения в военные и послевоенные годы.

Несмотря на значительную задержку в физическом развитии подростков в годы Отечественной войны, в СССР довоенный уровень физического развития был достигнут уже в 1952—1953 гг. и в дальнейшем темпы акселерации значительно опередили аналогичные темпы в странах Запада.

Следовательно, социальные факторы играют важную роль в темпах ускорения физического развития подрастающего поколения. Следует обратить внимание на тот факт, что не удается установить корреляции между ускорением физического развития при акселерации и процессами адаптации.

Об отсутствии параллелизма между физическим развитием и процессами адаптации свидетельствуют также данные, приведенные Т. Н. Хаустовой (1967).

Она пришла к выводу, что у подростков 14—16 лет при удовлетворительных показателях физического развития иммунореактивное состояние может находиться на низком уровне: с увеличением количества белков в рационе питания эта реактивность повышается, т. е. не физическое развитие, определяемое темпами полового созревания, улучшает процессы адаптации, а внешняя среда — питание и др.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Адаптация к воздействиям факторов среды возможна в различных формах и при разных состояниях организма в виде: адаптации, тренировки, акклиматизации и др.; компенсации. Различие указанных форм состоит: в характере воздействия внешней среды; разной длительности воздействия; степени нарушения уравновешенности между средой и организмом; оптимальности адаптационных механизмов и степени сохранности трудоспособности. Адаптацию мы рассматриваем как процесс приспособления организма…

Повышение сопротивляемости и, следовательно, физиологической устойчивости организма подростка возможно путем: тренировки, закаливания; обеспечения условий ступенчатого перехода к интенсивным воздействиям производственной среды или повышенным нагрузкам; ограничения времени работы в неблагоприятных условиях среды; целесообразного использования в некоторых случаях естественных стимуляторов (ультрафиолетовое облучение, применение витаминов и др.). Так, например, при работе в условиях воздействия высоких температур организм теряет…

Мы различаем три фазы в развитии адаптационного процесса у подростков на производстве, которые находят отражение в изменениях порогов действия и, следовательно, чувствительности организма подростков к воздействиям внешней производственной среды. Первая фаза характеризуется понижением порога действия, т. е. повышением чувствительности, и протекает со значительным напряжением всех систем организма, причем чаще заинтересованных, т. е. тех, на которые…

Системы вводной гимнастики и физкультурных пауз на производстве должны включать дифференцированные комплексы применительно к видам труда, профессиям, условиям внешней производственной среды, наличию элементов статического напряжения, вынужденной рабочей позы, принудительного темпа (например, на конвейере) и других специфических условий труда в различных отраслях народного хозяйства. В борьбе с утомлением целесообразно на протяжении смены (там, где это возможно)…

Развитие современной техники вызывает изменения и в характере трудовых процессов вследствие вытеснения из технологических схем тяжелых видов физического труда и возрастания роли умственного труда. Технический прогресс обусловливает огромное увеличение объема информации при теоретических занятиях и производственной практике подростков. В процессе переработки этой информации возрастает значение роли умственного утомления и мер по его преодолению. Однако сближение…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее