Инертность процесса возбуждения

Существенным функциональным свойством зрительного анализатора является инертность процесса возбуждения, выражающаяся в форме «последействия» светового образа.

Возникшее возбуждение не прекращается тотчас по окончании действия раздражителя, а продолжается некоторое время в виде последовательных образов.

Основным фактором, характеризующим последовательный образ, является его длительность. Интересно, что повышение яркости поля адаптации способствует уменьшению длительности и снижению яркости самого последовательного образа.

Следовательно, низкие уровни яркости поля адаптации, а также неравномерное распределение яркостей в поле зрения способствуют понижению работоспособности зрительного анализатора и приводят к его быстрому утомлению.

Функциональное состояние зрительного анализатора изменяется не только от уровня яркости поля адаптации, который, естественно, играет основную роль, но и от качественной характеристики света, распределения яркости в поле зрения (В. В. Мешков, 1962; Блекуэлл, 1964, и др.) и спектрального состава источников радиации (Я. Э. Нейштадт, 1954; Ф. М. Черниловская, 1962, и др.). Так, обычно в качестве характеристики равномерности освещения принимается отношение яркости фона (стен, потолка, пола и др.) к яркости рабочего места.

Наличие резкой разницы в яркостях рабочей поверхности и окружающего фона приводит к частой переадаптации глаза, а следовательно, к снижению зрительной работоспособности.

Это объясняется тем, что при переводе глаза с большой яркости на меньшую требуется определенное время для переадаптации, при этом каждый раз остаются последовательные образы, некоторое время туманящие рассматирваемый предмет, тем самым ухудшая видимость. Немалое значение имеет и спектральная характеристика искусственных источников света.

Анализ имеющейся литературы о влиянии на работоспособность зрительного анализатора искусственных источников света различной спектральной характеристики свидетельствует о том, что более благоприятным является свет люминесцентных ламп, они же являются и более экономичными (Я. Э. Нейштадт, 1959; Л. А. Борисова, 1969, и др.).

Зрение, связанное с общим состоянием организма, и изменения отдельных зрительных функций отражают функциональное состояние центральной нервной системы человека (С. В. Кравков, 1950; В. Н. Семеновская, 1950).

Эти изменения тем значительнее, чем при более неблагоприятных условиях освещения производится зрительная работа (М. Лекиш, 1934; Ф. М. Черниловская, 1962; Т. А. Глаголева, 1962; Э. Л. Котова, 1960, и др.).

Положение это верно как для работающих на производстве, так и для школьников, выполняющих работу в учебных мастерских (Л. В. Михайлова, 1951; Ю. Д. Шилов, 1962, и др.).

Особо следует подчеркнуть, что плохая световая обстановка в классе и на производстве и высокая зрительная нагрузка способствуют не только повышению утомляемости зрительного анализатора детей и подростков, ведущей к снижению работоспособности (и производительности труда), но и к развитию у них аномалии рефракции (Д. И. Каганович, 1952; Н. А. Лапшина, 1969; Ю. Д. Жилов, 1969).

При анализе работ, посвященных проблеме миопии, выделяются в основном два направления в изучении ее этиологии и патогенеза. Согласно одному, ведущее значение придается наследственности, согласно другому — факторам внешней среды (М. Л. Краснов, 1956; Б. Л. Радзиховский, 1965, и др.).

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Существует экспериментально подтвержденное мнение, что различение объекта малого размера обусловливается пороговой разностью световых потоков, падающих на светочувствительные элементы сетчатки, что в основе остроты зрения лежит разностная чувствительность, т. е. возникновение пороговой разности световых потоков. Физиологической основой остроты зрения является также иррадиация возбуждения, благодаря которой происходит широкое распространение возбудительного процесса по рецепторной системе сетчатки, а через…

Именно условиям внешней среды отводят ведущую роль в развитии близорукости советские офтальмологи и гигиенисты. В последнее время в литературе по офтальмологии большое внимание уделяется гипотезе, выдвинутой проф. Э. С. Аветисовым (1967), о механизме развития близорукости у детей. Согласно этой гипотезе, определяющее значение придается процессу аккомодации, напряжение которой способствует усилению оптической силы глаза и возникает при…

Сетчатка играет роль датчика зрительных и проприоцептивных сигналов и роль приемника соответствующих ответов. Основной принцип организации данной сложной системы есть принцип рефлекторного кольца с участием двойной обратной связи. При высоких (оптимальных) уровнях яркости размер зрачка небольшой и на сетчатку падает оптимальное количество света. При малом размере зрачка глаз может четко различать мелкие предметы, при этом…

Мышцы зрачка, получив сигнал Д, перестают реагировать на сигнал Г, о чем и сообщают сигналом Е. С этого момента зрачок принимает посильное участие в усилении четкости изображения предмета на сетчатке, основная же роль в этом процессе принадлежит хрусталику. В свою очередь «центр регуляции силы раздражителя сетчатки», получив сигнал Е, передает информацию К другим центрам, в…

Прогрессирование миопии Э. С. Аветисов рассматривает как следствие «перерегулирования», когда «целесообразный» процесс приспособления глаза с ослабленной аккомодационной способностью к работе на близком расстоянии превращается в свою противоположность. Из сказанного выше становится понятным, какое важное значение для работоспособности глаза имеет достаточное рациональное освещение. Особое значение оно приобретает для подростков, сочетающих работу с учебой. Однако в настоящее…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее