Физиологическое действие массажа

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Физиологическое действие массажа

Массаж оказывает на организм разностороннее воздействие.

Большое значение массаж имеет для нервной системы. Кожа является самой обширной воспринимающей поверхностью. В грудном возрасте массаж приобретает особое значение, что объясняется значительно большей поверхностью кожи по отношению к массе тела.

Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее функция — контроль над работой всех систем и органов и их регулирование.

Тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте представляет собою фактор большого значения. Он оказывает существенное влияние на развитие эмоций и речевых реакций.

Когда впервые было выдвинуто положение о том, что воспитание ребенка должно начинаться с рождения и что врач должен быть педагогом (Н. П. Гундобин, Черни), педиатры начали учитывать реакции ребенка на раздражители внешней среды. Они отметили, что легкое похлопывание по щечке вызывает у ребенка улыбку в том возрасте (1 — 1 1/2 месяца), когда другие раздражители (улыбка, ласковый разговор) еще не всегда способны стимулировать улыбку. Некоторые педиатры — Е. Л. Скловский, А. 3. Лазарев — называли эту улыбку «физиологической» в отличие от улыбки в ответ на зрительный и слуховой раздражитель. Эта улыбка, по-видимому, имеет связь с физиологией эмоций.

В известной работе «Физиология эмоций» английский физиолог Кеннон указывает, что эмоциям сопутствует определенное состояние мимических мышц, а именно: отрицательным эмоциям соответствует сокращение мимических мышц, положительным — расслабление, растягивание их.

Таким образом, улыбка как проявление расслабления мимических мышц является показателем приятных переживаний, вызванных в данном случае тактильным раздражителем.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса. Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для…

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и…

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее