Общие основные физиологические предпосылки при выборе и назначении физкультурных мероприятий (Индивидуальные особенности развития)

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Общие основные физиологические предпосылки при выборе и назначении физкультурных мероприятий (Индивидуальные особенности развития)

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные.

На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию.

Весь комплекс наших воспитательных мероприятий должен идти навстречу этим вновь возникающим реакциям, поддерживать и укреплять их, пока они идут по восходящей линии, доводить их до полного развития и совершенствования, что и является физиологической основой воспитательного процесса вообще и воспитания нервно-мышечного аппарата, в частности.

Например, в первые три месяца жизни преобладающей реакцией со стороны нервно-мышечного аппарата является резкая гипертония сгибателей верхних и нижних конечностей, на фоне которой возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-антагонистов.

Чтобы содействовать этому, и направлены все средства. Сюда относятся частое общение и ласковый разговор с ребенком, стимулирующие так называемый «комплекс оживления», связанный с эксцентрическими движениями конечностей в противовес преобладающим концентрическим; ежедневные теплые ванны, содействующие расслаблению мышц; легкий поглаживающий массаж, также вызывающий расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фонд этого возрастного периода — врожденные рефлексы.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

В Советском Союзе опыт применения гимнастики в раннем возрасте имеет 35-летнюю давность. Уже тогда перед врачами была поставлена задача не только лечить болезнь, но всемерно укреплять и совершенствовать организм больного ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению ко всем вредным воздействиям. Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому автору Нейман…

Некоторые считают, что легкий, поглаживающий массаж, содействующий расслаблению мышц, в первые 3 месяца жизни противопоказан, так как он противоречит «принципу щажения» преобладающей физиологической реакции — гипертонии сгибателей. В таком случае непонятно, почему исключение делается только для массажа, который так же, как и теплая ванна, стимулирует расслабление мышц и при этом через те же рецепторные приборы,…

В 30-х годах научные наблюдения в этой области начали проводиться также в Московском областном научно-исследовательском институте оздоровления раннего детства, где, кроме того, была поставлена работа с детьми в возрасте от 1/2 до 3 лет. Итоги этой работы изложены в статье «К вопросу о задачах, средствах и формах двигательной культуры в возрасте от 1/2 до 3…

Очень часто в повседневной обычной домашней обстановке множество проводимых мероприятий, чрезвычайно ценных для развития ребенка, не учитывается окружающими, и в силу этого часто делается ошибочный вывод, что ребенок хорошо развивается сам, без постороннего вмешательства. Между тем, даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной теплой ванны, постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, тактильного воздействия в виде поглаживания…

Гимнастические упражнения для этих детей менее утомительны, потому что в них каждое положение, связанное с напряжением определенных мышц, длится секунды, т. е. упражнение является в высокой степени динамичным. Применяя массаж и гимнастику у этих детей, мы получили очень хорошие результаты как в отношении морфологических сдвигов (нарастание веса, роста, развитие грудной клетки), так и в отношении…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее