Активные движения в периоде от 4 до 6 месяцев

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Активные движения в периоде от 4 до 6 месяцев

В периоде от 4 до 6 месяцев можно ввести, кроме рефлекторных движений, несложные активные движения, носящие характер так называемых «произвольных», в связи с возникающими в этом возрасте попытками ребенка приподнимать туловище из положения на спине, что, как правило, наблюдается уже с 4месячного возраста. Это упражнение (приподнимание верхней части тела из положения на спине с отведенными в стороны руками) выполняется в полном соответствии с формой и механизмом его естественного возникновения у ребенка.

На 4—б месяцах жизни особое внимание надо уделить воспитанию движений рукой, обеспечив условия для ее развития упражнениями в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Поэтому не только на манеже, но и во время занятий гимнастикой надо упражнения для рук соединять с воспитанием акта хватания; вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем — использовать для этой же цели кольца.

С этого же времени надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела, как подготовку к ползанию.

Таким образом, и в данном случае, как и во всех других, система упражнений предвосхищает то новое, что должно возникнуть у ребенка. Нередки случаи в жизни детей, когда по той или другой причине развитие некоторых навыков у детей запаздывает, а при несвоевременном стимулировании и совершенно выпадает (как это бывает с ползанием), что отражается неблагоприятно на всем последующем развитии ребенка.

Для того чтобы к началу второго полугодия жизни ребенку была обеспечена возможность передвижения в горизонтальном положении, надо позаботиться об укреплении мышц спины и плечевого пояса не только путем применения гимнастических упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием на живот во втором квартале жизни и стимулированием элементов ползания. Если ребенок к 6—7 месяцам ползает, то это является очень хорошим показателем его воспитания.

Было бы большой ошибкой рассматривать ползание как потерявшую смысл стадию исторического развития, так как и в онтогенезе оно является необходимейшим этапом, благодаря которому укрепляется вся та мускулатура, на которую ребенок будет опираться при сидении, стоянии и ходьбе. Качество этих актов в очень большой степени зависит от упражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение.

Поэтому желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать на ноги, так как это выгодно для правильного формирования их тела. Порядок возникновения этих двух актов (сидения и ползания) всецело зависит от системы воспитания и может быть сознательно направлен.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

В 30-х годах научные наблюдения в этой области начали проводиться также в Московском областном научно-исследовательском институте оздоровления раннего детства, где, кроме того, была поставлена работа с детьми в возрасте от 1/2 до 3 лет. Итоги этой работы изложены в статье «К вопросу о задачах, средствах и формах двигательной культуры в возрасте от 1/2 до 3…

Некоторые считают, что легкий, поглаживающий массаж, содействующий расслаблению мышц, в первые 3 месяца жизни противопоказан, так как он противоречит «принципу щажения» преобладающей физиологической реакции — гипертонии сгибателей. В таком случае непонятно, почему исключение делается только для массажа, который так же, как и теплая ванна, стимулирует расслабление мышц и при этом через те же рецепторные приборы,…

Гимнастические упражнения для этих детей менее утомительны, потому что в них каждое положение, связанное с напряжением определенных мышц, длится секунды, т. е. упражнение является в высокой степени динамичным. Применяя массаж и гимнастику у этих детей, мы получили очень хорошие результаты как в отношении морфологических сдвигов (нарастание веса, роста, развитие грудной клетки), так и в отношении…

Очень часто в повседневной обычной домашней обстановке множество проводимых мероприятий, чрезвычайно ценных для развития ребенка, не учитывается окружающими, и в силу этого часто делается ошибочный вывод, что ребенок хорошо развивается сам, без постороннего вмешательства. Между тем, даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной теплой ванны, постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, тактильного воздействия в виде поглаживания…

Исходя из учения А. А. Ухтомского, который глубоко обосновал происхождение торможения из возбуждения, можно обеспечить частичное торможение в центрах, связанных с больным органом. А. А. Ухтомский считал, что торможение есть знак того, что гдето в центрах, началась новая деятельность с другим направлением работы. Массаж действует на кожу, которая является обширной нервной воспринимающей поверхностью. Под влиянием…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее