Непосредственное осуществление функций по специальной охране детства

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Охрана прав и интересов детей / Непосредственное осуществление функций по специальной охране детства

Непосредственное осуществление функций по специальной охране детства законом возлагается на отделы народного образования. Чрезвычайно важно выявить всех детей, которые лишены самого необходимого — семьи, родительской заботы и любви. Их необходимо выявлять в раннем возрасте и своевременно, чтобы между моментом, когда ребенок остался без родительского присмотра, и его устройством прошло не более 1 мес. Ведь развитие ребенка зависит от среды, в которой он растет. Именно в раннем детстве воспитываются жизненные навыки, наклонности и формируются черты характера, которые скажутся на личности ребенка, гражданина.

Поэтому статья 122 Кодекса о браке и семье РСФСР (КоБС) и соответствующие статьи КоБС союзных республик обязывают государственные и общественные организации, всех граждан незамедлительно сообщать отделу народного образования о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей.

По роду своей деятельности в первую очередь узнают о таком ребенке органы ЗАГСа (при регистрации смерти родителей), органы социального обеспечения (при назначении пенсии по случаю потери кормильца), органы внутренних дел, суда и прокуратуры (в случае ареста, осуждения родителей).

Особое место в работе по своевременному выявлению таких детей принадлежит лечебно-профилактическим учреждениям органов здравоохранения. Именно они еще до рождения ребенка, а также в его раннем возрасте располагают сведениями о неблагополучных семьях и семьях с факторами социального риска. Долг органов народного образования, здравоохранения и других заинтересованных ведомств, общественных организаций прийти на помощь детям в тот момент, когда они больше всего в ней нуждаются.

Необходимо организовать уход за такими детьми, не оставлять их без присмотра и заботы до тех пор, пока они не будут устроены.

Все эти ведомства вправе высказать свое мнение по поводу избрания той или иной формы устройства ребенка.

Однако вопрос о целесообразности передачи его на усыновление, под опеку или в детское учреждение решает отдел народного образования, который принимает во внимание все обстоятельства и при этом руководствуется только интересами ребенка. В нашей стране имеется достаточная сеть домов ребенка, дошкольных и школьных детских учреждений для устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, как правило, только 1/4 таких детей, ежегодно выявляемых государственными органами и общественностью, поступает в детские учреждения. Остальные устраиваются на воспитание в семьи советских граждан в порядке усыновления, опеки (попечительства), реже — патроната.

Многолетний опыт свидетельствует, что передача детей на воспитание в семьи является лучшей формой их устройства. Эти дети не только нормально питаются, хорошо учатся, одеты, воспитаны, но и окружены родительской заботой, семейным теплом, что жизненно необходимо каждому ребенку.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Патронат — это особая форма семейного воспитания детей, которые по разным причинам остались без родителей. Возникла она в 1926 г. и регулировалась законодательством союзных республик. Широкое развитие патронат получил в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время патронирование детей утрачивает свое значение. Патронат не предусматривается Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и…

Иногда в практике встречаются случаи, когда усыновители перестают заботиться об усыновленном, его воспитании и обучении или оказывают на него вредное влияние своим аморальным и антиобщественным поведением. Это может служить причиной для лишения родителей их прав. Однако усыновители в этих случаях не могут быть лишены родительских прав, т. е. к ним неприменимо законодательство о лишении родительских…

Усыновление — это наиболее предпочтительная форма государственного устройства детей, лишившихся родительского попечения. Главной его целью является обеспечение детям семейного воспитания. Глубокое чувство материнства и отцовства настолько присуще советским людям, что они, лишенные возможности иметь своих детей, принимают их в семьи из родильных домов, домов ребенка и детских домов. На усыновление передаются дети, родители которых умерли,…

Инструкцией о порядке передачи детей и подростков на усыновление разъясняется, что в тех случаях, когда усыновители имели намерение взять на воспитание здорового ребенка, а впоследствии у усыновленного был обнаружен недуг, являющийся абсолютным противопоказанием для усыновления, отдел народного образования в тех республиках, где усыновителям не предоставлено право самим обращаться в суд с иском об отмене усыновления…

Подготовка и представление исполкому материалов об усыновлении не входит в компетенцию органов здравоохранения. Кандидат в усыновители, представляя в отдел народного образования заявление об усыновлении ребенка, указывает свой адрес, паспортные данные, место работы и должность, материально-бытовые условия, сведения о нахождении в брачных отношениях, наличии детей, их возрасте, мотивы усыновления, пол и возраст ребенка, которого хотел бы…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее