Формирование поведенческих стереотипов - Проблемы адаптации детей, воспитывающихся в доме ребенка - Руководство для врачей домов ребёнка - Kelechek.ru - Здоровье будущего поколения!

Формирование поведенческих стереотипов

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала.

Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить четыре основных варианта:

  1. ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома;
  2. из больницы;
  3. в соответствии с возрастом переходит в другую группу;
  4. отдается на усыновление или переводится в детский дом.

Конечно, бывают и более редкие варианты, когда мать подкидывает ребенка (как правило, это младенец); либо в результате чрезвычайных обстоятельств ребенок попадает в дом ребенка из семейных условий. Все вышеперечисленные варианты, хотя и отличаются определенными особенностями, все же в той или иной степени сопровождаются адаптационным синдромом.

Остановимся на этом понятии более подробно. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого. Его можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспособлены к той или иной среде обитания — рыбы живут в воде, птицы в воздухе. Это так называемая биологическая адаптация.

Чем выше организм стоит на эволюционной лестнице, тем выше его адаптационные возможности.

Отличие человека заключается в способности связывать адаптацию с активным, осознанным изменением среды в результате общественных воздействий. Качество предварительной ориентировки на будущие изменения, осознанная установка и перестройка поведения в связи с изменившимися социальными условиями определяется как социальная адаптация, необходимый компонент в поддержании гомеостаза.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать,…

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее