Эффективность профилактической санации

Эффективность профилактической санации обеспечивается ее плановостью, последовательностью, систематичностью и рядом других важных условий (В. Ф. Рудько, 1959).

I. Плановой санацией должно быть охвачено все организованное детское население данного района, города, области в определенной последовательности и по за ранее составленному плану. В детских садах санацию начинают с младших групп и постепенно переходят к старшим.

В школах санацию соответственно начинают с первых классов, охватывая затем всех остальных школьников с обязательной ежегодной санацией выпускников школы. Недопустима выборочная санация 1-х, 4-х, 7-х и 10-х классов, как это практиковалось в недавнем прошлом. В этом случае интервалы между отдельными осмотрами и санацией будут составлять 2—3 года и каждый раз санация будет носить первичный характер, а это означает, что врачу постоянно придется иметь дело с осложненными формами кариеса.

Недопустимо проводить поочередную санацию школ по годам (в одном году одна группа школ, в следующем — другая). То же относится к поочередной санации детских садов и остальных детских учреждений, так как и здесь интервалы будут больше года.

II. Систематичностью санации называют регулярное проведение осмотров полости рта и санации через определенные промежутки времени — 1—2 раза в году, но не реже 1 раза в год, чтобы за время, прошедшее между двумя осмотрами, начальные стадии кариеса не перешли в осложненную его форму (пульпит, периодонтит и т. д.). Вероятность возникновения осложненного кариеса при систематической ежегодной санации очень невелика.

По данным Н. В. Лисенко (1958), В. Г. Афониной (1965), Ц. М. Хорош (1966), процент осложнений составляет от 1,5 до 3,4. На основании этого авторы считают, что для школьников в возрасте старше 10 лет достаточно одного осмотра и санации в год. Для дошкольников и младших школьников целесообразнее двукратный в году осмотр и санация, так как в молочных зубах быстрее возникают осложнения кариеса.

III. Плановая санация должна быть исчерпывающей. Санированным считается ребенок, у которого вылечены все пораженные зубы, произведено удаление зубов, лечение которых по тем или иным причинам не может быть закончено пломбированием, удалены назубные отложения, вылечены заболевания слизистой оболочки, а при наличии аномалии прикуса приняты меры к ее лечению.

IV. Плановая санация должна сопровождаться анализом заболеваемости, изучением ее динамики и учетом эффективности проводимых лечебных и профилактических мероприятий. Только на основании подобного анализа возможно построение плановой работы по санации огромных групп детского населения. В основу этой работы должны быть положены сведения о количественном и возрастном составе подлежащих санации детей, о поражаемости кариесом и другими заболеваниями органов полости рта.

Представляют интерес данные о систематичности санации, а также некоторые и другие демографические и медицинские показатели. На основании таких сведений имеется возможность рассчитывать количество врачей, необходимое время и средства для осуществления плановой санации в данном районе, городе, населенном пункте.

V. Последним, но отнюдь не самым маловажным условием эффективного проведения плановой санации является гигиеническое воспитание детей, привитие им правильных навыков ухода за полостью рта, формирование сознательной потребности в регулярном посещении стоматологического кабинета не только в детском возрасте, но и после окончания школы.

С этой целью санация должна постоянно сопровождаться широкой санитарно-просветительной работой, охватывающей не только детское население, но и распространяющейся на взрослых — родителей и педагогов, что также является неотделимой частью плановой санации. Плановая профилактическая санация сокращает материальные затраты и расход времени врача и таким образом способствует большому охвату населения в целом стоматологической помощью.

Организация и проведение плановой санации возложены на детские лечебно-профилактические учреждения — детские стоматологические поликлиники и стоматологические отделения детских соматических поликлиник. Составлением плана санации занимаются руководители этих учреждений по согласованию с местными органами просвещения (городскими, районными отделами народного образования).

Они же осуществляют непосредственное руководство и контроль за работой врачей и остального персонала во время плановой санации. План санации составляется заранее (в весенне-летний период) и должен быть утвержден местным отделом здравоохранения и отделом народного образования. Все школы, интернаты, детские дома, ясли, детские сады и т. д. должны быть закреплены за лечебными учреждениями и персонально за теми или иными врачами.

Об этом ставят в известность соответствующие органы просвещения и руководителей детских учреждений. Таким путем повышается ответственность врачей и руководителей стоматологических поликлиник и отделений за качество санации и создается более тесный контакт между врачами и руководством школ, интернатов, детских садов и т. д.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением плановой санации возложены на городского, районного и областного (краевого, республиканского) стоматолога, который находится в непосредсвенном подчинении соответствующего отдела здравоохранения.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

При уплощении переднего отдела верхней или нижней зубной дуги хороших результатов достигают пластинками с секторальным распилом. После исправления формы зубных дуг нижнюю челюсть перемещают вперед и устанавливают в правильное соотношение с верхней. Без такого предварительного исправления формы верхней зубной дуги в ряде случаев просто невозможно переместить нижнюю челюсть в правильное положение. Само расширение верхней челюсти…

Лечение сужения зубных рядов и челюстей следует начинать в возможно раннем возрасте. Прежде всего необходимо устранить причину данной аномалии и провести профилактические мероприятия: общеукрепляющее лечение, санацию полости рта, устранение заболевания носа, носоглотки/и нормализовать носовое дыхание, устранить вредные привычки, нормализовать жевание (рекомендовать разжевывание твердой пищи), чтобы стимулировать рост челюстей, миогимнастические упражнения. Кроме того, начиная с молочного…

Учитывая, что классификация аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы подробно изложена в учебниках по ортопедической стоматологии, мы ограничимся лишь рабочей схемой клинико-морфологической группировки их, принятой на кафедре стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института. I. Аномалии зубов: аномалии количества зубов; аномалии положения зубов; аномалии формы и величины зубов. II. Нарушения соотношений зубных рядов: в переднезаднем…

Миогимнастика еще может дать положительные результаты, но уже в этом возрасте она менее эффективна, чем в периоде молочного или сменного прикуса. Поэтому у детей с постоянным прикусом основным является аппаратурный метод лечения в сочетании с хирургическими вмешательствами или без них. В периоде постоянного прикуса наряду с перечисленными выше аппаратами применяют аппараты Гуляевой, Хургиной, дугу Энгля,…

Глубоким прикусом называется такое соотношение зубных рядов, при котором передние зубы верхней челюсти полностью перекрывают антагонисты при отсутствии режуще-бугоркового контакта. Если резцы в верхней челюсти перекрывают антагонисты больше чем на 1/3 длины их коронок, но между режущими краями нижних резцов и зубными бугорками верхних сохраняется контакт (режуще-бугорковый контакт), то говорят о глубоком резцовом перекрытии. При…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее