Site icon Kelechek.ru

Стремление к самоутверждению в раннем отрочестве

Стремление к самоутверждению в раннем отрочестве выражается в активных и часто демонстративных действиях, подчеркивающих отмежевание его от всего детского.

Любые формы опеки, и тем более чрезмерной опеки взрослых, подросток встречает в этой- связи отрицательно и даже враждебно. Конфликты, возникающие между кажущимися столь легко достижимыми возможностями и сложностью воплощения их в действительность, определяют многие особенности внешних реакций подростка.

Такого рода конфликты легко изживаются при правильном построении системы воспитания подростков в семье и школе. «Я был гораздо лучше в действительности, — писал Л. Н. Толстой о своем отрочестве, — чем то странное существо, которое я пытался представлять из себя».

Подростковый период жизни ребенка неоднороден. При оценке разных этапов отрочества обращает на себя внимание одно важное обстоятельство. Если возрастные особенности психического облика подростка закономерно повторяются, типичны для всех его сверстников, то вместе с тем определяющим качество психики его является ранний подростковый возраст.

Неустойчивое, меняющееся, в какой-то мере раздраженное, неустановившееся поведение особенно характерно именно для этого периода. Если в раннем подростковом возрасте, умело используя такие элементы неустойчивости поведения, удается разумно корригировать их, то, как правило, последующее формирование психики подростка становится более целенаправленным, «гладким» и цельным.

Наоборот, в тех случаях, когда качества отрицательного поведения формируются и не подвергаются разумной коррекции в 10—12 лет, они становятся в большей или меньшей степени типичными и для всего периода отрочества.

Весьма существенными в этой связи становятся и иные качества психики подростков. Самоутверждение его встречает объективные жизненные сложности, исчерпывающая оценка которых еще недоступна ему.

Будучи до того объектом воспитания, в отрочестве подросток начинает более полно оценивать свои индивидуальные качества, свое истинное положение в семье, в коллективе сверстников. Такая первоначальная оценка своего общественного «Я» сопровождается формированием собственных представлений о «лучших» и «худших» качествах сверстников.

Из этого проистекают первые осознанные попытки активно корригировать свое поведение, самовоспитание. Иными словами, из преимущественно объекта воспитания подросток становится субъектом воспитания, объектом самовоспитания.

Описанные качества психики подростка дают возможность представить, сколь трудным и сложным оказывается переход к такому самовоспитанию, как необходима и важна для него в этот период разумная, щадящая, своевременная и искренняя поддержка со стороны взрослых.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Exit mobile version