Site icon Kelechek.ru

К кому обращается подросток за помощью

Подросток прежде всего избегает обращаться за такой помощью к тем взрослым, которые по традиции продолжают считать его ребенком и прибегают к чрезмерной опеке. Подросток уважает в первую очередь тех взрослых, которые не ставят его в положение «худшего», но и грубо не подчеркивают его обыденные качества, как «исключительные».

Подросток легко воспринимает и перенимает спокойные советы и рекомендации, исходящие от взрослого, который в беседе не подчеркивает свое превосходство и ведет себя как равный, заведомо более опытный в жизни и мудрый.

Если подросток оценивает некоторые свои особенности поведения как проявление храбрости, мужества, то переубеждение в ошибочности его установок становится бесперспективным.

Поддержка его самоутверждения во всех истинно разумных проявлениях бывает в этих случаях более эффективной. Закрепление таких проявлений оказывается вместе с тем и механизмом коррекции упрямой уверенности в ложных действиях и поступках.

Когда негативизм, упрямство, своеволие, бравирование недостатками не получают поддержки окружающих, теряют свою значимость как приемы самоутверждения, сменяются разумной оценкой ситуации подростком, они исчезают из его поведения без «активных» действий взрослых.

Следует помнить при этом тот известный факт, что подросток ни в коем случае внутренне не примет мнение окружающих, что он хуже других, даже, если отрицательная оценка взрослых действительно направлена на имеющиеся у него «отрицательные» качества.

Во всех случаях подросток принимает в ходе самооценки те моменты действительности, которые свидетельствуют в его пользу. Если ранее ребенок «безвозмездно» уважал признанные авторитеты (родители, педагог, сверстник-отличник), не требуя взаимности, то подросток уважает тех, кто с уважением относится к нему.

Он считает себя достойным того положения, которое занимает любой его сверстник в семейной среде и школьном коллективе. В этой связи часто обнаруживаемое у подростка кажущееся безразличие к осознанным недостаткам, сокрытие их, бравада ими не являются признаками «испорченности», а представляют собой «неудачные» (с позиции взрослого) методы, используемые им для самоутверждения во мнении близких либо сверстников.

При этом стойкость этих проявлений прямо пропорциональна качеству отношения к ним последних. Мнение коллектива (класса) для подростка становится силой, которую он всегда учитывает, и, если это мнение разумное, получает правильное выражение и оказывается непререкаемым, оно превращается в лучший и самый мощный фактор коррекции его недостатков.

Именно в подростковом периоде, как видно из сказанного, происходит формирование разумного эгоизма в его взаимопроникновении с альтруизмом.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Exit mobile version