Site icon Kelechek.ru

Определение эгоизма

Определение эгоизма как дефектного качества личности, вытекающего якобы из противопоставления личных интересов общественным, нам представляется ошибочным. В ходе формирования личности индивидуума развитие эгоизма закономерно и необходимо.

Н. А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм — неотъемлемое качество любого человека, что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится «ничтожеством».

Естественно, однако, что в своих крайностях любое качество превращается в свою противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что его представления о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности.

В отличие от периода первого криза это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, дифференциации как собственного значения, так и собственной принадлежности к коллективу, понимание своей зависимости от коллектива, от общества.

При гармоническом развитии подростка это всегда так. От среды, в которой воспитывается подросток, зависит, станет он забитым, лишенным собственного мнения и самоуважения (самолюбия) «ничтожеством» (Н. А. Добролюбов).

Не критиканство формирующегося эгоизма, а разумное управление и коррекция качеств подростка — ведущая задача воспитателя. Необходимо учитывать также роль ряда биологических особенностей, свойственных организму подростка. Известны сложные нейрогормональные сдвиги, происходящие в пубертатном возрасте — возрасте полового созревания.

В этой связи многим подросткам свойственны состояния повышенной утомляемости, состояния, как правило, временные и проходящие. Естественно, что такая повышенная утомляемость чаще сосуществует с упрямством и раздражительностью, немотивированными поступками и аффективными вспышками, грубостью и противопоставлением себя взрослым и т. д.

Нетрудно видеть, однако, что сами эти реакции подростка не являются результатом повышенной утомляемости, которая возникает лишь вследствие усиления, обострения, гротескной выраженности качеств, типичных для психики подростка. Вместе с тем длительные состояния утомления, слабости организма подростка могут способствовать как более стойкому проявлению отрицательных типов его реакций, так и последующему закреплению их.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Exit mobile version