Site icon Kelechek.ru

Аспекты неврологического осмотра новорожденных

Таким образом, неврологическое обследование новорожденного имеет несколько аспектов:

  1. В показанных случаях составляет интегральную составную часть педиатрического обследования, необходимую для оценки общего состояния ребенка. В большинстве случаев не имеет место преимущественно неврологическое заболевание — показание к неврологическому обследованию основывается на данных педиатрического осмотра: ребенок отстает в развитии, у него задерживается прирост массы тела, отмечается наличие вегетативных симптомов, причем классическое педиатрическое обследование не обнаруживает объективную причину затруднений. Можно полагать, что этиология могла бы иметь нейрогенную — церебральную основу.
  2. Неврологическое исследование является основой для определения возрастной стадии развития новорожденного. Иногда говорят об эволюционно-возрастном диагнозе или о коэффициенте развития, особенно у грудных детей. Состояние уровня развития ребенка, в том числе и его моторики, в значительной мере отражает степень зрелости его нервной системы, и неврологическое исследование помогает, таким образом, достаточно достоверно определить степень созревания головного мозга. Это относится и к периоду новорожденности, так как можно установить степень доношенности или возможной задержки уровня развития (ретардации). Это особенно важно у недоношенных и гипотрофических новорожденных, когда степень недоношенности можно установить с точностью даже одной недели. У детей с малой массой тела при рождении можно таким образом отличить недоношенных от детей с гипотрофией или определить уровень развития и степень доношенности гипотрофического ребенка.
  3. Значение неврологического исследования заключается также в том, что позволяет следить за развитием отдельных рефлексов, реакций, двигательных стереотипов и функциональных ансамблей нервной системы. Дело в том, что одни рефлексы и реакции на протяжении развития угасают, другие начинают формироваться, причем многие из них в процессе эволюции меняются, двигательные стереотипы развиваются и совершенствуются. В направленности неврологического исследования можно отметить определенные сдвиги — наряду с исследованием развития отдельных феноменов все больше внимания уделяется исследованию развития объединенных функциональных систем, напр. зрительной, слуховой, равновесия, чувствительности, тонкой моторики и т. д.
  4. Неврологическое исследование имеет также прогностическое значение, что относится как к периоду новорожденности, так и к грудному периоду. Невролог может диагностировать не только врожденные дефекты, но также и генетически обусловленные болезненные состояния, и отличить их от кратковременных приобретенных аномалий. Предпосылкой этого являются целенаправленные повторные исследования, позволяющие регистрировать прогрессирование, стойкость или затухание возможного патологического процесса. По объему изменений можно судить о динамике процесса, его продолжительности, о возможности его коррекции, и в конечном счете о его прогнозе. Для того, чтобы обнаружить и малейшее отклонение в развитии, исследование должно быть специализированным, детальным и комплексным.
  5. Неврологическое обследование новорожденного и маленького грудного ребенка важно и с точки зрения профилактики. При глубоком знании эволюционно-возрастных моторных функций в самом раннем детстве можно обнаружить и незначительные отклонения как в области спонтанной, так и спровоцированной моторики. Стараются предотвратить возможность дальнейшего прогрессирования патологического процесса или предупредить возможность его возникновения вообще. Профилактическими являются, например, своевременно начатые лечебно-коррекционные упражнения в случаях, когда выявляют хотя и незначительную, но четко выраженную моторную аномалию и стремятся, чтобы процесс не усугублялся и не превратился в хронический двигательный стереотип.
  6. Неврологическое обследование новорожденного и маленького грудного ребенка важно при оценке любого неонатального отклонения, любой атипии и аномалии, какой этиологии бы они ни были — педиатрической, хирургической, офтальмологической, отиатрической или неврологической. Хотя неврологическое обследование не представляется иногда на первый взгляд необходимым, например при легочной или другой аномалии, все-таки следует его провести, так как развитие головного мозга находится в тесной зависимости от состояния и деятельности остальных тканей и органов. С помощью неврологического исследования устанавливают посиндромный или нозологический диагноз, на основе которого назначают рациональную, или же каузальную терапию.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Exit mobile version