Site icon Kelechek.ru

Сущность «встречи двух возбуждений»

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др.

У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого отвлечения. Например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок перестает есть, отвлекается. У детей раннего возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции у детей этого возраста является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда. Реакция отвлечения используется для успокоения плачущего ребенка на 1-м году жизни, когда на него трудно воздействовать словом. В более старшем возрасте этот метод можно применять при сложных для ребенка ситуациях — перед манипуляцией, связанной с неприятными ощущениями и др.  

Доминанта представляет собой состояние сложного генеза. Это такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой — усугубление тормозного состояния в периферической зоне. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. Например, ребенок, увлеченный игрой, не реагирует на слова взрослого.

При резком нарушении доминантного очага сфера возбуждения захватывает обширные отделы мозга. Это всегда сопровождается отрицательными эмоциями, так как связано с неудовлетворением потребности. Виды внутреннего, или условного, торможения являются более сложными реакциями. Угасание проявляется с 1-го месяца жизни. Это как бы переходная ступень между внешним и внутренним торможением.

Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Рефлекс угас.

Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1 — 2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Эта реакция используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения. Дифференцировка возможна с 3-го месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого.

В основе запаздывания (с 7 — 8-го месяца жизни) лежит способность активно задерживать реакцию до того момента, когда это более целесообразно. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На 2-м году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка 2-го года жизни в процессе еды 4 — 5 мин не следует, так как в этом возрасте такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Exit mobile version