Site icon Kelechek.ru

Частный случай (Больная Т., 7 лет)

Больная Т., 7 лет, родилась от шестой беременности (роды у матери третьи). Вес при рождении 3000 г. Грудное вскармливание до 9 месяцев, раннее развитие удовлетворительное. Перенесла в 2 1/2 года ветряную оспу, в 4 года — эпидемический гепатит, в 5 лег — корь. Родители здоровы, эндокринных заболеваний в семье не было.

Заболела в середине ноября 1953 г., когда начала много пить и много выделять мочи. Аппетит был плохой, девочка заметно похудела. Мать связывала ухудшение в состоянии ребенка с глистной инвазией, которая была обнаружена в это время. 20/XI впервые обратилась к врачу, который назначил курс лечения сантонином. Но 25—26/XI состояние девочки после лечения сантонином еще более ухудшилось.

 Аппетит резко снизился. Мать заметила, что у нее сладковатый запах изо рта. 27/XI девочка стала вялой, появились жалобы на головную боль, повторную рвоту, от резкой слабости девочка не могла подняться с постели. На следующий день рвота участилась, девочка перестала реагировать на окружающее и 28/XI была доставлена в клинику с подозрением на сахарный диабет, прекоматозное состояние.

При поступлении в клинику состояние больной очень тяжелое. Сознание затемнено, временами отсутствует, выражена вялость, сонливость, отсутствие реакции на окружающее. Значительная сухость кожи, румянец лица, цианоз слизистых и конечностей, истощение (дефицит веса 4 кг).

Слизистые рта и язык сухие. Трещины па губах. Со стороны органов дыхания — эмфизема, токсическое дыхание. Пульс удовлетворительного наполнения, ритмичный, прослушивалась нечистота первого тона. Печень на 5 см ниже реберного края. Выраженная гипотония мышц и глазных яблок и резкий запах ацетона изо рта. В моче сахар — 6%, реакция на ацетон положительная.

С момента поступления в клинику начато лечение инсулином с одновременным внутривенным введением 40% раствора глюкозы и 5% раствора глюкозы для питья, подкожно введено всего 300 мл жидкости (физиологического раствора и 5% глюкозы). С клизмой введено 200 мл 4% содового раствора, даны сердечные средства. За первые сутки было введено дробными дозами 240 единиц инсулина (по 20 единиц каждые 2 часа), за вторые сутки — 92 единицы. К концу вторых суток лечения появились дважды гипогликемические явления, что потребовало внутривенного введения 20 мл 40% раствора глюкозы.

Сахара в крови 30/XI 141 мг%. На 3-й сутки от начала лечения состояние девочки стало улучшаться: полностью прояснилось сознание, улучшилась сердечная деятельность, появился аппетит, но продолжала оставаться резкая гипотония мышц, в течение 6 дней держался запах ацетона изо рта и была положительной реакция на ацетон в моче, печень выходила из под края реберной дуги на 5 см.

В первые дни поступления в клинику, наряду с описанными выше терапевтическими мероприятиями, больной давали сладкий чай, кисель, 5% раствор глюкозы, 2% содовый раствор, боржом. Впоследствии она была постепенно переведена на физиологическое полноценное питание с ограничением в первые дни жира и в меньшей степени белков.

Больная находилась в клинике в течение 2 месяцев и была выписана в удовлетворительном состоянии, получала полноценную диету и двукратное введение инсулина — 8 и 12 единиц в день.

В последующие годы после выписки из больницы девочка чувствовала себя хорошо, посещала школу. Иногда отмечались явления декомпенсации в течении сахарного диабета, связанные с погрешностью в диете, и девочка вновь поступила в клинику для наблюдения и лечения. Последние 11/2 года чувствовала себя хорошо, получала в день 24 единицы инсулина в 2 инъекциях, но диету постоянно не соблюдала, ела в большом количестве жирную пищу, отмечалось значительное увеличение печени.

24/ХП 1957 г. состояние ее резко ухудшилось. Это было связано со значительными погрешностями в диете, главным образом в связи с употреблением в пищу большого количества жира в виде свежего сала. У девочки появились тошнота, повторная рвота, усилились жажда и полиурия, сильные боли в животе; она стала сонливой, черты лица заострились. В тот же день она была доставлена в клинику в крайне тяжелом состоянии, с затемненным сознанием, выраженной сонливостью, гипотонией мышц и глазных яблок, сухостью кожи, гиперемией лица, резкий запах ацетона изо рта, токсическое дыхание — 54 в минуту, пульс частый — 160 ударов в минуту малого наполнения, ослабление тонов сердца, губы сухие, покрыты геморрагическими корочками.

Живот болезнен при пальпации. Печень резко увеличена, нижний край прощупывался на уровне пупка. Сухожильные рефлексы снижены. В моче 12% сахара, реакция на ацетон резко положительная. Девочке было введено при поступлении 30 единиц инсулина (18 единиц инсулина она получила дома утром этого дня), сердечные средства, внутривенно струйно введено 150 мл физиологического раствора с витаминами С и B1 и налажено внутривенное капельное введение физиологического раствора с 200 мл 5% раствора глюкозы.

Всего девочка получила за первые 16 часов лечения 1500 мл жидкости внутривенно. К концу первых суток состояние ее значительно улучшилось: сознание стало ясным, появился аппетит, сухость кожи и слизистых значительно уменьшилась, гиперемия лица стала меньше, исчезли жалобы на боли в животе. Девочка получала сладкий чай, кисель, боржом, лидокаин в дозе 0,3 г два раза и метионин 0,2 г два раза в день. В последующие дни — диета с ограничением жиров и белков, но с калорийностью до 2000 больших калорий, получала две, а затем три инъекции инсулина — 48 единиц з сутки. Вскоре была выписана в удовлетворительном состоянии под наблюдение врача.

Таким образом, при первом поступлении в клинику в состоянии диабетической комы больной было введено 240 единиц инсулина в 1е сутки и 92 единицы — на 2е сутки лечения с одновременным введением глюкозы внутривенно без введения большого количества жидкости.

При последнем поступлении в клинику для выведения из состояния диабетической комы можно было ограничиться введением 48 единиц инсулина в сутки при проведении массивной дегидратационной и противоацидотической терапии путем введения 1500 мл жидкости капельным внутривенным методом, что значительно раньше ликвидировало выраженные явления обезвоживания и ацидоза.


«Сахарный диабет у детей»,
М.М.Бубнова, М.И.Мартынова

Exit mobile version