Site icon Kelechek.ru

Таня К., М лет

Поступила в детскую городскую клиническую больницу № 1 8/V 11958 г. с диагнозом туберкулезного менингита. Из анамнеза известно, что раннее развитие было нормальным. Контакт с больным туберкулезом не установлен. Реакция Пирке до настоящего заболевания всегда была отрицательной.

Перенесенные инфекции: корь в возрасте 10 лет, свинка — 10 лет, коклюш — 5 лет.

С 24/IV 1958 г. повысилась температура, пожаловалась на головную боль, была рвота. В последующие дни состояние ухудшилось, усилилась головная боль, участилась рвота. 2/V появились менингеальные симптомы, сходящееся косоглазие. Направлена в районную больницу, где была сделана спинномозговая пункция и диагностирован туберкулезный менингит.

С 4/V, 11-й день болезни, начато специфическое лечение стрептомицином эндолюмбально и внутримышечно, ПАСК и фтивазидом внутрь. Всего было сделано 5 пункций с введением 0,25 г стрептомицина, и 8/V 1958 г. для продолжения лечения была переведена в Детскую городскую клиническую больницу № 1.

Состояние при поступлении тяжелое, вяла, сонлива, жалобы на головную боль. Легкая сглаженность левой носогубной складки, легкий птоз слева, выражен парез VI пары слева, диплопия, менингеальные симптомы выражены.

В спинномозговой жидкости белка 2,3%о, цитоз 1600/3 (нейтрофилов М%), сахара 37 мг%, пленка образовалась. Туберкулезные бациллы обнаружены. В легких на рентгенограмме первичный комплекс в фазе начинающегося рассасывания.

Глазное дно: неврит зрительных нервов.

Специфическое лечение в детской городской клинической больнице № 11 было продолжено без эндолюмбального введения. В течение первых недель после поступления общее состояние больной постепенно улучшилось, жалобы на головную боль стали реже и исчезли к 15/V, 22-й день болезни.

К 35-му дню болезни, 28/V, уменьшились менингеальные симптомы, однако в спинномозговой жидкости отмечается нарастание воспалительных изменений:
белка 3,3%, цитоз 2324/3 (нейтрофилов 57%, лимфоцитов 43%), сахара 27 мг%, пленка образовалась. БК не обнаружены. Температура остается повышенной до 38° по вечерам.

К 1/VII, 6-9-й день болезни, в легких отмечается обострение первичного комплекса с инфильтрацией вокруг очага. Общее состояние вновь ухудшилось, в связи с чем 6/VII, 74-й день болезни, был назначен АКТГ.

9/VII обнаружены повторно БК до 50 палочек. С 13/VII, 81-й день болезни, отмечается прогрессивное улучшение общего состояния. К 83-му дню болезни исчезла ригидность мышц затылка. Симптом Кернига нерезкий и полностью исчез к 1/XI, 202-й день болезни. Диплопия исчезла к 25/VI, 63-й день болезни. Птоз и парез VI пары исчезли к 77-му дню болезни, 9/VII. Глазное дно в норме с ноября 1958 г.

Температура нopмальная с 99-го дня болезни. С декабря 1958 г. в легких отмечается обратное развитие процесса.

К апрелю 1959 г. — первичный комплекс в фазе уплотнения.

Спинномозговая жидкость санировалась 29/VII 1959 г.: белка 0,23%, цитоз 12/3, сахара 53 мг%, пленка не образовалась.

Таким образом, несмотря на длительное массивное беспункционное лечение, санация спинномозговой жидкости наступила очень поздно, т. е. через 1 год 2 месяца после начала лечения. 29/IX 1959 г. выписана в санаторий в хорошем состоянии с прибавкой в весе 15 кг.

Проведенное лечение:

При прежних методах лечения нормализация спинномозговой жидкости наступала независимо от срока начала лечения не ранее 5 — 6 месяцев и больше и в редких случаях на 4-м месяце болезни. В настоящее время эти сроки значительно изменились.

Нормализация спинномозговой жидкости наступала: у 2 больных через 1 — 2 месяца; у 22 — через 2 — 3 месяца; у 53 — через 3 — 5 месяцев; у 22 — через 5 — 7 месяцев; у 9 — через 7 — 9 месяцев. Наши наблюдения подтверждаются и литературными данными (В. А. Фирсова).

В сроках нормализации температуры, как показателя течения болезни, также можно констатировать определенные сдвиги. Если при прежних методах лечения, независимо от дня начала лечения с момента заболевания нормализация температуры не наступала обычно ранее 4 — 5 месяцев заболевания, то в настоящее время эти сроки значительно сократились.

В наблюдавшейся нами группе температура нормализовалась к исходу 2 — 272 месяцев заболевания у 59 больных (из них у 10 человек нормализация температуры наступила к концу 1,5 месяцев), через 272 — 4 месяца — у 37 человек, через 4 — 7 месяцев — у 8 человек, у 4 человек температура оставалась субфебрильной до выписки (7 — 9 месяцев от начала болезни).

У группы больных, леченных без субарахноидального введения, отмечалось более раннее исчезновение менингеальных симптомов, чем у леченных субарахноидально. В течение нескольких дней менингеальные симптомы отмечались у 7 человек, до 1 месяца — у 18, 1 — 2 месяцев — у 43, 2 — 3 месяцев — у 27, 3 — 5 месяцев — у 10, большее 5 месяцев — у одного человека. Не было менингеальных симптомов у 2 человек.

У 103 больных (из 108) были диагностированы специфические изменения в легких: милиарный и диссеминированный туберкулез — у 13 больных (у одного из них в фазе петрификации), бронхоаденит — у 51 больного (из них у 10 человек — в фазе инфильтрации, у 32 — в фазе уплотнения, у 9 — в фазе петрификации), первичный комплекс — у 39 больных (из них у 16 — в фазе инфильтрации, у 3 — в фазе уплотнения, у 20 — в фазе петрификации). У 5 человек изменения в легких не были обнаружены.

Благоприятный исход наступал независимо от того, с какой формой туберкулеза легких сочетался менингит.

«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой

Exit mobile version