Site icon Kelechek.ru

Рациональный трудовой режим

Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков.

Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды. Переход из общеобразовательной школы в профессионально-технические училища (ПТУ) или на производство связан с ломкой школьного стереотипа, возникновением ряда функциональных изменений вследствие большого нервного напряжения.

Поэтому важное значение приобретает постепенный переход от школьного режима к новому учебно-производственному режиму.

Исследования режима труда подростков показали, что уже на протяжении первого года работы на производстве при условии регламентированных перерывов тренированность организма возрастает, что сказывается в повышении выносливости, работоспособности, снижении реактивности сердечно-сосудистой системы.

Однако на первом году работы или производственного обучения следует ограничить продолжительность работы и периодов непрерывной производственной деятельности. Наиболее целесообразно требование для учащихся ПТУ 4-часовой производственной практики в течение рабочего дня с 10-минутными перерывами в конце каждого часа.

Исследования П. В. Избавителева, проведенные в 1966 г. в обувной промышленности на конвейере, показали, что сохранение достаточно высокой подвижности нервных процессов у подростков возможно при общей продолжительности производственной практики на первом году обучения, равной 4 часам, на втором году — 5 часам и на третьем — 6 часам.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Exit mobile version