
Трудоспособность человека зависит от состояния нервной системы, в первую очередь условнорефлекторной деятельности коры головного мозга, от состояния возбудительного и тормозного процессов.
Нарушение как тормозного, так и возбудительных процессов и их соотношений, а так же процессов концентрации, иррадиации, т. е. распространение нервного процесса по всей массе клеток коры головного мозга, изменение стойкости условных рефлексов ведут к потере трудоспособности, утомлению и переутомлению.
Работоспособность есть результат сложного целенаправленного развит ияадаптационных механизмов в процессе преодоления утомления.
Характерными чертами утомления по А. А. Ухтомскому являются следующие:
- неспособность удерживать в достаточной степени внимание к работе и обстановке;
- расстройство координации в поведении и прежде всего расстройство функции торможения;
- неспособность к созданию и усвоению новых полезных навыков;
- расстройство старых автоматических навыков и снижение творческой активности.
Процесс торможения обычно следует за утомлением, хотя возможны случаи, когда при некоторых видах утомления может наступить сильное возбуждение и бессонница.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская
Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма. Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда. В природе человеческого труда существуют единство физического и умственного начал. И. П. Павлов…
Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления. Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими…
Тренированность у подростков после 6—7 месяцев работы возросла, однако, к 10-му месяцу обучения она значительно снизилась у подростков со средним уровнем физического развития. Наблюдения показали, что подросткам легко дается работа, связанная с тонкой дифференцировкой производственного процесса. В этом сказывается быстрота формирования приспособительных механизмов у подростков и высоких функциональных способностей организма. Овладение оптимальным темпом рабочих движений…
Производительность труда подростков составляла по отношению к взрослым (И. Н. Яковлева, 1958) в единицу времени при одинаковых условиях работы по опиловке металла 68,1—65,9%, причем у подростков 14 лет к концу второго часа работы производительность снижалась на 24,2%, у подростков 16 лет — на 24,8%, в то время как у взрослых — только на 4,2%. К…
Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков. Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды….
Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста. Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Низкая плотность…
Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время. При установлении суточного режима подростков важное значение имеет также правильное определение времени начала трудовой деятельности утром. Так, например,…
Обеденные перерывы должны быть использованы не только для приема пищи, но и для игр на открытом воздухе. Трудовой процесс как при физической, так и при умственной работе имеет несколько этапов на протяжении рабочего дня: период «врабатывания», наступление «рабочего сдвига», с максимальной производительностью труда при благоприятных физиологических сдвигах и конечный отрезок рабочего дня, в течение которого…
Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды. Однако надо иметь в виду,…
Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели. При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма, свидетельствующие…