Работоспособность подростков и вопросы режима труда и отдыха

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Работоспособность подростков и вопросы режима труда и отдыха

Трудоспособность человека зависит от состояния нервной системы, в первую очередь условнорефлекторной деятельности коры головного мозга, от состояния возбудительного и тормозного процессов.

Нарушение как тормозного, так и возбудительных процессов и их соотношений, а так же процессов концентрации, иррадиации, т. е. распространение нервного процесса по всей массе клеток коры головного мозга, изменение стойкости условных рефлексов ведут к потере трудоспособности, утомлению и переутомлению.

Работоспособность есть результат сложного целенаправленного развит ияадаптационных механизмов в процессе преодоления утомления.

Характерными чертами утомления по А. А. Ухтомскому являются следующие:

  • неспособность удерживать в достаточной степени внимание к работе и обстановке;
  • расстройство координации в поведении и прежде всего расстройство функции торможения;
  • неспособность к созданию и усвоению новых полезных навыков;
  • расстройство старых автоматических навыков и снижение творческой активности.

Процесс торможения обычно следует за утомлением, хотя возможны случаи, когда при некоторых видах утомления может наступить сильное возбуждение и бессонница.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды. Однако надо иметь в виду,…


Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели. При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма, свидетельствующие…


Целесообразно выделение групп подростков от контингента взрослых учащихся в целях установления режима учебы, учитывающего специфические особенности юношеского возраста. Следует максимально приблизить места занятий вечерних школ к предприятиям, где подростки работают. В вечерних школах следует установить перерывы между уроками (не менее 10 минут). Для обеспечения нормального режима питания необходима организация приема горячей пищи в школе. Новая…


Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма. Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда. В природе человеческого труда существуют единство физического и умственного начал. И. П. Павлов…


Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления. Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими…


Тренированность у подростков после 6—7 месяцев работы возросла, однако, к 10-му месяцу обучения она значительно снизилась у подростков со средним уровнем физического развития. Наблюдения показали, что подросткам легко дается работа, связанная с тонкой дифференцировкой производственного процесса. В этом сказывается быстрота формирования приспособительных механизмов у подростков и высоких функциональных способностей организма. Овладение оптимальным темпом рабочих движений…


Производительность труда подростков составляла по отношению к взрослым (И. Н. Яковлева, 1958) в единицу времени при одинаковых условиях работы по опиловке металла 68,1—65,9%, причем у подростков 14 лет к концу второго часа работы производительность снижалась на 24,2%, у подростков 16 лет — на 24,8%, в то время как у взрослых — только на 4,2%. К…


Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков. Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды….


Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста. Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Низкая плотность…


Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время. При установлении суточного режима подростков важное значение имеет также правильное определение времени начала трудовой деятельности утром. Так, например,…


Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее