Site icon Kelechek.ru

Принципы моторной лечебно-коррекционной работы

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам.

  1. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем.
  2. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации, на которой ребенок находится или которой хорошо овладел. Считают неправильным начинать тренировку движения или стереотипа высшего по развитию этапа, если ребенок не овладел постуральными и двигательными проявлениями низшего этапа. Например, неправильно тренировать равновесие и локомоцию в положении стоя, если ребенок не овладел равновесием и локомоцией в положении на четвереньках. Не следует также ожидать большого успеха от упражнений, направленных на овладение интенсивным ползанием на четвереньках тогда, когда голова едва выпрямляется или совсем не выпрямляется. Дело в том, что при восстановительной терапии грудного ребенка выпрямление головы представляет весьма важный этап развития. Выпрямление должно предшествовать большинству последующих коррекционных упражнений.
  3. Обучение фазным движениям и локомоции можно начинать только после овладения стабильным исходным постуральным положением. Было бы ошибочно стремиться обучать, например, передвижению на четвереньках, когда грудной ребенок держится в этой позе еще неустойчиво.
  4. Моторное развитие в физиологическом отношении протекает в краниокаудальном направлении, на конечностях — в проксимальнодистальном. Аналогично надо вести упражнения при двигательной коррекции. Моторику руки нельзя, поэтому тренировать только с помощью упражнений кисти руки: необходимо, чтобы ребенок раньше овладел активными движениями на фоне упражнений области плечевого пояса и плеча. Движения нижних конечностей также должны сочетаться с двигательными проявлениями всего осевого органа. При восстановительной терапии нижних конечностей следует начинать с упражнений туловища, постепенно переходя на таз, корневые части нижних конечностей и наконец, на акральные части.
  5. У новорожденных и грудных детей нельзя рассчитывать на произвольную иннервацию и целенаправленные, с точки зрения коррекционной работы, неизбежные двигательные проявления. Поэтому наша реабилитационная методика обеспечивает возможность вызывать активные движения рефлекторным путем, причем не только простые, но и комплексные сложные моторные возрастные стереотипы. Рефлекторным путем можно, например, получить поворот со спины на живот и наоборот, вертикальную установку головы и туловища, локомоцию на животе (ползание) и т. п. Одновременно можно рефлекторно вызванному движению оказывать сопротивление, что в свою очередь соответствует принципам.
  6. Кроме сказанного, в нашу методику входит принцип, основанный на значении жизненной важности отдельных рефлекторных двигательных проявлений. Мы считаем, что и сложное безусловное рефлекторное проявление, например, рефлекторное ползание, является в смысле реабилитации менее действенным, чем рефлекторное моторное проявление, основанное на определенном аффекте или инстинкте, например, на защитном или питательном стереотипе и т. п.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Exit mobile version