Невропсихическое развитие грудного ребенка

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка

Момент рождения представляет для ребенка драматическое событие, в результате которого он попадает в совершенно новый для него незнакомый мир. Для того чтобы новорожденный был способен существовать в этом мире, он обеспечен врожденными рефлексами, предоставляющими ему возможность удовлетворять в первые фазы жизни самые основные жизненные потребности.

На основе врожденных рефлексов и внешне-средовых импульсов, преимущественно тех, которые исходят от матери, формируются новые рефлексы — условные. Они позволяют ребенку реагировать на импульсы окружающего мира все с большей совершенностью и самостоятельностью.

Процесс, позволяющий ему более совершенно реагировать на внешние импульсы и лучше приспосабливаться к данным условиям, называется учением, из чего вытекает, что ребенок учится с первых дней жизни.

Процесс учения протекает в разных стадиях развития по-разному. Так называемое раннее учение грудного ребенка имеет специфические отличия от учения старших детей и взрослых. Раннее учение протекает медленно, так как оно не может опереться на предшествующий опыт, как это бывает в более позднем возрасте.

Ребенок должен после рождения знакомиться не только с окружающим его неизвестным миром, но и с самим собой; прежде всего он должен научиться употреблять свои собственные органы чувств и органы движения.

В первые недели жизни он, например, учится сосредоточивать взор на определенном предмете, следить взглядом за небольшими и медленными движениями предмета и позднее за его более быстрым и продолжительным движением. Он учится захватывать предмет рукой, направлять руку к наблюдаемому предмету и т. п.

В результате этого он приобретает все больший опыт, который помогает ему быстрее и легче учиться. Поэтому ему требуется первый год жизни для того, чтобы, активно овладеть первыми пятью словами, между тем как в школьном возрасте на основе уже богатого опыта он овладевает пятью словами иностранного языка в течение нескольких минут.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…


Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…


Аналогичную клиническую картину дает также депривация, как исключительно сенсорная, так и социальная. В порядке встречаемости отдельные признаки можно перечислить следующим образом: гиперактивность; перцепционно-моторные нарушения; эмоциональная лабильность; дефекты координации; весьма кратковременное внимание, рассеянность и персеверация; повышенная импульсивность; нарушения памяти и мышления; специфические нарушения при обучении чтению, письму, счету и правописанию; расстройства речи и слуха; небольшие неврологические…


Осуществляя восстановительные упражнения, необходимо иметь в виду и то, что ребенок как и взрослый владеет не отдельными мышцами, а функциональными группами мышц. Было бы неправильным основывать лечебно-коррекционные мероприятия только на упражнениях определенной группы мышц-синергистов, так как каждое двигательное проявление представляет собой результат сложного координированного содействия нескольких мышечных групп. Поэтому нужно тренировать, например, не только паретические…


Wolfik приводит три главные группы симптомов ММД: двигательные расстройства, к которым он относит двигательную гиперактивность, неуклюжесть, нарушения координации в грубой и тонкой моторике, нарушения равновесия и, наконец, слабо выраженные, едва заметные спастические, атактические и дискинетические проявления; нарушения перцепции, куда относит нарушения внимания и несовершенство перцепционно-когнитивной функции, особенно в области зрительного и слухового восприятия, что очень…


руку, находящуюся в умеренной флексии в локтевом суставе, поднимают вверх по сторонам; руку отводят в сторону; руку кладут вдоль туловища, или же немного в сторону, то ладонью кверху, то ладонью внутрь; руку выносят в положение «подсвечника» под разным углом локтя и в различном расстоянии от туловища; одновременно придают физиологическое положение запястью и пальцам, чтобы предотвращать…


Glos приводит следующие чаще всего встречающиеся симптомы ММД: Гиперактивность, которую считает главным признаком. Пораженный ребенок не в состоянии ни на минуту посидеть, постоять, все время с чем-то возится, то играет с пальцами, то с руками, то с разными предметами. Некоторые дети являются заметно мешающим элементом в школе, все время что-то рассказывают, неусидчивы. В качестве исключения…


Большое значение придается своевременному инструктированию матери. Если ей правильно объяснить сущность пареза, она поймет, необходимость интенсивного ухода за ребенком и по указанным упражнениям будет тщательно и постоянно проводить с ним лечебные упражнения. Она не будет поддаваться необоснованной тревоге в случае временного неуспеха. При парезе лицевого нерва также необходимо лечение положением, как и при парезе плечевого…


Это общее название группы патологических синдромов, раньше — в ЧССР называемых перинатальной энцефалопатией (ПЭ) и иногда также, в более узком понимании, синдромом Литтле или же болезнью Литтле, в случае детской диплегии или тетраплегии. Новое название (ДЦП) для многих педиатров до сих пор непривычно, поскольку при некоторых формах почти никакого паралича не обнаруживают. Название возникло на…


Из числа физиотерапевтических методов общепринято применение тепловых укутываний, накладываемых на пораженную сторону лица. Чтобы не испугать ребенка, надо проверять температуру укутываний на собственной щеке. Снаружи укутывания кладут пеленку, в которую заворачивают всю голову — длительность процедуры примерно 20 мин. После окончания процедуры щека не должна остыть. При возможном плаче или крике ребенка придерживают здоровую сторону,…


Популярное
Новое Прочее