Момент рождения представляет для ребенка драматическое событие, в результате которого он попадает в совершенно новый для него незнакомый мир. Для того чтобы новорожденный был способен существовать в этом мире, он обеспечен врожденными рефлексами, предоставляющими ему возможность удовлетворять в первые фазы жизни самые основные жизненные потребности.
На основе врожденных рефлексов и внешне-средовых импульсов, преимущественно тех, которые исходят от матери, формируются новые рефлексы — условные. Они позволяют ребенку реагировать на импульсы окружающего мира все с большей совершенностью и самостоятельностью.
Процесс, позволяющий ему более совершенно реагировать на внешние импульсы и лучше приспосабливаться к данным условиям, называется учением, из чего вытекает, что ребенок учится с первых дней жизни.
Процесс учения протекает в разных стадиях развития по-разному. Так называемое раннее учение грудного ребенка имеет специфические отличия от учения старших детей и взрослых. Раннее учение протекает медленно, так как оно не может опереться на предшествующий опыт, как это бывает в более позднем возрасте.
Ребенок должен после рождения знакомиться не только с окружающим его неизвестным миром, но и с самим собой; прежде всего он должен научиться употреблять свои собственные органы чувств и органы движения.
В первые недели жизни он, например, учится сосредоточивать взор на определенном предмете, следить взглядом за небольшими и медленными движениями предмета и позднее за его более быстрым и продолжительным движением. Он учится захватывать предмет рукой, направлять руку к наблюдаемому предмету и т. п.
В результате этого он приобретает все больший опыт, который помогает ему быстрее и легче учиться. Поэтому ему требуется первый год жизни для того, чтобы, активно овладеть первыми пятью словами, между тем как в школьном возрасте на основе уже богатого опыта он овладевает пятью словами иностранного языка в течение нескольких минут.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек
Спонтанная моторика весьма ограничена. Если поддерживать ребенка на весу под мышками, то обе нижние конечности еще больше разогнуты, они резко приведены и иногда даже перекрещены. Верхние конечности поражены в гораздо меньшей мере, иногда почти незаметно. При гемипаретической форме нижняя конечность аналогично разогнута, но верхняя сильно согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, причем с сильной…
Мышечная дистония, скорее всего, служит проявлением недостаточности в области обратной связи между базальными ганглиями и ретикулярной формацией мозгового ствола. Поражаются в первую очередь мышцы туловища (осевые). К дистониям принято причислять атетоз и торсионный спазм. В случае наличия торсионного спазма туловище и верхние конечности во время ходьбы наклоняются на одну сторону, и туловище искривляется и отклоняется…
Гиперкинезы представляют собой движения, с одной стороны, нарушающие обычное спокойное положение или позу головы и конечностей, с другой — деформирующие все двигательные проявления. Атетоидные гиперкинезы — это медленные, змеевидные, червеобразные, штопорообразные движения. Чаще всего поражены акральные отделы конечностей, но отмечается и поражение на корневых частях и осевой мускулатуре, особенно на шейной и на лице (гримасы)….
Речь развивается со значительным запозданием, и позднее появляются признаки скандирования. Довольно типичным явлением при ползании на четвереньках является дискоординация. Мозжечковая форма ДЦП иногда развивается на фоне гипотонического синдрома. Он в последнее время не признается в качестве самостоятельной гипотонической формы, представляя лишь транзиторную картину различных форм ДЦП. Помимо классической мозжечковой формы ДЦП, иногда со старым названием…
Диагноз ДЦП, таким образом, или верифицируется или опровергается, что и является необходимым условием для назначения рациональной терапии. На основе повторного электроэнцефалографического исследования можно в большом проценте случаев подтвердить или исключить наличие эпилепсии, очень часто отмечаемой в картине ДЦП. Электроэнцефалография позволяет дифференцировать отдельные типы приступов заболевания у детей. С ее помощью удается отличить разные очаговые церебральные…
При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией. В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических…
Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы. Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах»…
Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…
Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…
С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…