Site icon Kelechek.ru

Активные движения в периоде от 4 до 6 месяцев

В периоде от 4 до 6 месяцев можно ввести, кроме рефлекторных движений, несложные активные движения, носящие характер так называемых «произвольных», в связи с возникающими в этом возрасте попытками ребенка приподнимать туловище из положения на спине, что, как правило, наблюдается уже с 4месячного возраста. Это упражнение (приподнимание верхней части тела из положения на спине с отведенными в стороны руками) выполняется в полном соответствии с формой и механизмом его естественного возникновения у ребенка.

На 4—б месяцах жизни особое внимание надо уделить воспитанию движений рукой, обеспечив условия для ее развития упражнениями в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Поэтому не только на манеже, но и во время занятий гимнастикой надо упражнения для рук соединять с воспитанием акта хватания; вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем — использовать для этой же цели кольца.

С этого же времени надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела, как подготовку к ползанию.

Таким образом, и в данном случае, как и во всех других, система упражнений предвосхищает то новое, что должно возникнуть у ребенка. Нередки случаи в жизни детей, когда по той или другой причине развитие некоторых навыков у детей запаздывает, а при несвоевременном стимулировании и совершенно выпадает (как это бывает с ползанием), что отражается неблагоприятно на всем последующем развитии ребенка.

Для того чтобы к началу второго полугодия жизни ребенку была обеспечена возможность передвижения в горизонтальном положении, надо позаботиться об укреплении мышц спины и плечевого пояса не только путем применения гимнастических упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием на живот во втором квартале жизни и стимулированием элементов ползания. Если ребенок к 6—7 месяцам ползает, то это является очень хорошим показателем его воспитания.

Было бы большой ошибкой рассматривать ползание как потерявшую смысл стадию исторического развития, так как и в онтогенезе оно является необходимейшим этапом, благодаря которому укрепляется вся та мускулатура, на которую ребенок будет опираться при сидении, стоянии и ходьбе. Качество этих актов в очень большой степени зависит от упражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение.

Поэтому желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать на ноги, так как это выгодно для правильного формирования их тела. Порядок возникновения этих двух актов (сидения и ползания) всецело зависит от системы воспитания и может быть сознательно направлен.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Exit mobile version