Особенностью советской медицины является ее профилактическое направление, которое предполагает широкое внедрение в систему воспитания человека всех средств физической культуры, как-то: правильного режима, оздоровительных и закаливающих мероприятий путем использования естественных факторов природы, гимнастики, игр и пр.

Физическому воспитанию молодого поколения в Советском Союзе придается все большее значение как средству для всестороннего развития и совершенствования.

В возрасте до 3 лет, когда развитие ребенка происходит наиболее интенсивно и формируются двигательные навыки, рациональная постановка физического воспитания особенно важна.

Это особенное значение внешнего воздействия в раннем детстве определяется основным свойством детского организма в этом возрасте — его чрезвычайной пластичностью, вследствие чего даже самое незначительное, но систематическое воздействие на него неизбежно оставляет след на развитии ребенка. «Ранний возраст представляет собою тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения».

Вся жизнь детей этого возраста должна быть пронизана элементами физической культуры, среди которых должны быть использованы массаж и гимнастика. Это мероприятие должно иметь место как в семье, так и в условиях коллективного воспитания.

Для детей, воспитывающихся в яслях и домах ребенка, это имеет особенно большое значение, так как двигательная полноценность ребенка определяет самочувствие, приспособляемость и его место в детском коллективе.

Наблюдения в яслях и домах ребенка показали, что физически неполноценные дети малообщительны, уклоняются от участия в организованных играх, любят уединяться, нередко становятся угрюмыми и плохо себя чувствуют в детском учреждении.

К сожалению, до последнего времени гимнастика не получила должного распространения ни среди здоровых детей раннего возраста в семье и в яслях, ни среди ослабленных и больных детей в санаториях и больницах.

Учитывая важность внедрения физической культуры в практику лечебно-профилактических учреждений, Министерство здравоохранения СССР еще в 1954 г. предложило изжить недооценку лечебной физической культуры и обеспечить ее широкое внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений как мощного терапевтического и профилактического средства.

В конце пятидесятых годов органы здравоохранения начали осуществлять практические мероприятия для реализации этой работы путем подготовки кадров врачей через Центральный институт усовершенствования, кроме того — в Москве и других городах через физкультурные диспансеры и временные курсы.

Долг врачей-педиатров — осуществить поставленную перед ними задачу. Оказание посильной помощи педиатрам в решении этой задачи является целью данной книги.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и…


Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…


Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…


Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…


При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…


В Советском Союзе опыт применения гимнастики в раннем возрасте имеет 35-летнюю давность. Уже тогда перед врачами была поставлена задача не только лечить болезнь, но всемерно укреплять и совершенствовать организм больного ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению ко всем вредным воздействиям. Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому автору Нейман…


По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд…


В 30-х годах научные наблюдения в этой области начали проводиться также в Московском областном научно-исследовательском институте оздоровления раннего детства, где, кроме того, была поставлена работа с детьми в возрасте от 1/2 до 3 лет. Итоги этой работы изложены в статье «К вопросу о задачах, средствах и формах двигательной культуры в возрасте от 1/2 до 3…


Некоторые считают, что легкий, поглаживающий массаж, содействующий расслаблению мышц, в первые 3 месяца жизни противопоказан, так как он противоречит «принципу щажения» преобладающей физиологической реакции — гипертонии сгибателей. В таком случае непонятно, почему исключение делается только для массажа, который так же, как и теплая ванна, стимулирует расслабление мышц и при этом через те же рецепторные приборы,…


Гимнастические упражнения для этих детей менее утомительны, потому что в них каждое положение, связанное с напряжением определенных мышц, длится секунды, т. е. упражнение является в высокой степени динамичным. Применяя массаж и гимнастику у этих детей, мы получили очень хорошие результаты как в отношении морфологических сдвигов (нарастание веса, роста, развитие грудной клетки), так и в отношении…


Популярное
Новое Прочее