Особенностью советской медицины является ее профилактическое направление, которое предполагает широкое внедрение в систему воспитания человека всех средств физической культуры, как-то: правильного режима, оздоровительных и закаливающих мероприятий путем использования естественных факторов природы, гимнастики, игр и пр.

Физическому воспитанию молодого поколения в Советском Союзе придается все большее значение как средству для всестороннего развития и совершенствования.

В возрасте до 3 лет, когда развитие ребенка происходит наиболее интенсивно и формируются двигательные навыки, рациональная постановка физического воспитания особенно важна.

Это особенное значение внешнего воздействия в раннем детстве определяется основным свойством детского организма в этом возрасте — его чрезвычайной пластичностью, вследствие чего даже самое незначительное, но систематическое воздействие на него неизбежно оставляет след на развитии ребенка. «Ранний возраст представляет собою тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения».

Вся жизнь детей этого возраста должна быть пронизана элементами физической культуры, среди которых должны быть использованы массаж и гимнастика. Это мероприятие должно иметь место как в семье, так и в условиях коллективного воспитания.

Для детей, воспитывающихся в яслях и домах ребенка, это имеет особенно большое значение, так как двигательная полноценность ребенка определяет самочувствие, приспособляемость и его место в детском коллективе.

Наблюдения в яслях и домах ребенка показали, что физически неполноценные дети малообщительны, уклоняются от участия в организованных играх, любят уединяться, нередко становятся угрюмыми и плохо себя чувствуют в детском учреждении.

К сожалению, до последнего времени гимнастика не получила должного распространения ни среди здоровых детей раннего возраста в семье и в яслях, ни среди ослабленных и больных детей в санаториях и больницах.

Учитывая важность внедрения физической культуры в практику лечебно-профилактических учреждений, Министерство здравоохранения СССР еще в 1954 г. предложило изжить недооценку лечебной физической культуры и обеспечить ее широкое внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений как мощного терапевтического и профилактического средства.

В конце пятидесятых годов органы здравоохранения начали осуществлять практические мероприятия для реализации этой работы путем подготовки кадров врачей через Центральный институт усовершенствования, кроме того — в Москве и других городах через физкультурные диспансеры и временные курсы.

Долг врачей-педиатров — осуществить поставленную перед ними задачу. Оказание посильной помощи педиатрам в решении этой задачи является целью данной книги.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

В 30-х годах научные наблюдения в этой области начали проводиться также в Московском областном научно-исследовательском институте оздоровления раннего детства, где, кроме того, была поставлена работа с детьми в возрасте от 1/2 до 3 лет. Итоги этой работы изложены в статье «К вопросу о задачах, средствах и формах двигательной культуры в возрасте от 1/2 до 3…


Некоторые считают, что легкий, поглаживающий массаж, содействующий расслаблению мышц, в первые 3 месяца жизни противопоказан, так как он противоречит «принципу щажения» преобладающей физиологической реакции — гипертонии сгибателей. В таком случае непонятно, почему исключение делается только для массажа, который так же, как и теплая ванна, стимулирует расслабление мышц и при этом через те же рецепторные приборы,…


Гимнастические упражнения для этих детей менее утомительны, потому что в них каждое положение, связанное с напряжением определенных мышц, длится секунды, т. е. упражнение является в высокой степени динамичным. Применяя массаж и гимнастику у этих детей, мы получили очень хорошие результаты как в отношении морфологических сдвигов (нарастание веса, роста, развитие грудной клетки), так и в отношении…


Очень часто в повседневной обычной домашней обстановке множество проводимых мероприятий, чрезвычайно ценных для развития ребенка, не учитывается окружающими, и в силу этого часто делается ошибочный вывод, что ребенок хорошо развивается сам, без постороннего вмешательства. Между тем, даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной теплой ванны, постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, тактильного воздействия в виде поглаживания…


Исходя из учения А. А. Ухтомского, который глубоко обосновал происхождение торможения из возбуждения, можно обеспечить частичное торможение в центрах, связанных с больным органом. А. А. Ухтомский считал, что торможение есть знак того, что гдето в центрах, началась новая деятельность с другим направлением работы. Массаж действует на кожу, которая является обширной нервной воспринимающей поверхностью. Под влиянием…


Что касается пассивных движений, то в этом возрасте они не могут иметь места, так как при имеющейся гипертонии сгибателей применение их связано с опасностью насилия над ребенком и поэтому они строго противопоказаны в этом периоде. Судя по отрицательному отношению детей этого возраста к пассивным движениям, последние им неприятны. К концу данного возрастного периода некоторые двигательные…


При внедрении массажа и гимнастики в режим детского учреждения или в семью надо иметь в виду опасность его переоценки, когда обслуживающий персонал или родители думают, что этим можно заменить все другие воспитательные мероприятия. Гимнастика может быть дана только в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями. Введение гимнастики не только не исключает необходимости организации внешней среды…


В возрасте 3—4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения. Сначала в положении на весу на животе ребенок отклоняет голову назад, а к 4 месяцам в этом же положении (горизонтальном, на весу, на животе) все тело его изгибается, образуя дугу, открытую кверху, что является энергичным упражнением для мускулатуры всей задней поверхности…


Чтобы при широком охвате детей гимнастикой обеспечить возможность соответствующего врачебного контроля, необходимо упростить методику назначения путем использования готовых комплексов упражнений, составленных для детей различных возрастов. До недавнего времени для каждого ребенка составлялся отдельный так называемый «индивидуальный» комплекс путем выбора соответствующих упражнений, пригодных для детей грудного возраста. Трудоемкость этого метода приводила к тому, что назначения передоверялись…


В периоде от 4 до 6 месяцев можно ввести, кроме рефлекторных движений, несложные активные движения, носящие характер так называемых «произвольных», в связи с возникающими в этом возрасте попытками ребенка приподнимать туловище из положения на спине, что, как правило, наблюдается уже с 4месячного возраста. Это упражнение (приподнимание верхней части тела из положения на спине с отведенными…


Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее