Особенностью советской медицины является ее профилактическое направление, которое предполагает широкое внедрение в систему воспитания человека всех средств физической культуры, как-то: правильного режима, оздоровительных и закаливающих мероприятий путем использования естественных факторов природы, гимнастики, игр и пр.

Физическому воспитанию молодого поколения в Советском Союзе придается все большее значение как средству для всестороннего развития и совершенствования.

В возрасте до 3 лет, когда развитие ребенка происходит наиболее интенсивно и формируются двигательные навыки, рациональная постановка физического воспитания особенно важна.

Это особенное значение внешнего воздействия в раннем детстве определяется основным свойством детского организма в этом возрасте — его чрезвычайной пластичностью, вследствие чего даже самое незначительное, но систематическое воздействие на него неизбежно оставляет след на развитии ребенка. «Ранний возраст представляет собою тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения».

Вся жизнь детей этого возраста должна быть пронизана элементами физической культуры, среди которых должны быть использованы массаж и гимнастика. Это мероприятие должно иметь место как в семье, так и в условиях коллективного воспитания.

Для детей, воспитывающихся в яслях и домах ребенка, это имеет особенно большое значение, так как двигательная полноценность ребенка определяет самочувствие, приспособляемость и его место в детском коллективе.

Наблюдения в яслях и домах ребенка показали, что физически неполноценные дети малообщительны, уклоняются от участия в организованных играх, любят уединяться, нередко становятся угрюмыми и плохо себя чувствуют в детском учреждении.

К сожалению, до последнего времени гимнастика не получила должного распространения ни среди здоровых детей раннего возраста в семье и в яслях, ни среди ослабленных и больных детей в санаториях и больницах.

Учитывая важность внедрения физической культуры в практику лечебно-профилактических учреждений, Министерство здравоохранения СССР еще в 1954 г. предложило изжить недооценку лечебной физической культуры и обеспечить ее широкое внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений как мощного терапевтического и профилактического средства.

В конце пятидесятых годов органы здравоохранения начали осуществлять практические мероприятия для реализации этой работы путем подготовки кадров врачей через Центральный институт усовершенствования, кроме того — в Москве и других городах через физкультурные диспансеры и временные курсы.

Долг врачей-педиатров — осуществить поставленную перед ними задачу. Оказание посильной помощи педиатрам в решении этой задачи является целью данной книги.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отмечали, что первые речевые реакции (гуление) возникают также в ответ на тактильный раздражитель — поглаживание ног, живота, в то время когда другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не вызывают еще речевых реакций. В последние годы эти наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют о том,…


После 6—7 месяцев ограничение ребенка пределами манежа уже не обеспечивает ему нормального развития. В этом периоде он нуждается в большой площади на полу со включением в нее горки со скатом и лесенкой, низкого и широкого дивана и других пособий, стимулирующих ползание, лазание, влезание, вставание и ходьбу с опорой. Вся эта площадь должна быть огорожена барьером….


Действие на мышцы различных приемов массажа различно: поглаживание вызывает расслабление мышц; поколачивание и вибрационный массаж вызывают сокращение мышц. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которым сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж брюшного пресса механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особенное значение. Физиологическим действием массажа определяются до известной…


С большой осторожностью на протяжении всего раннего возраста надо отнестись к прыжкам. В системе гимнастики и в организованных играх не должны иметь место спрыгивания с высоты, которые при недостаточности пружинящего свода стопы могут повести к распластыванию стоп и толчкам в суставы. В этом возрасте вполне безопасны и допустимы упражнения в подпрыгивании и перепрыгивании, так как…


Движения вызывают прилив крови к мышцам и, следовательно, улучшают питание их. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая. Последнее обстоятельство необходимо всегда учитывать при организации обстановки для проведения гимнастики, а именно: во-первых, необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха через открытые фрамуги или окна ввиду…


Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса. Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для…


Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и…


Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…


Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…


Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…


Популярное
Новое Прочее