Site icon Kelechek.ru

Данные Лароша

По данным Ларош (1962), миелинизация чувствительных путей осуществляется раньше двигательных.

Спинной мозг к моменту рождения ребенка оказывается более законченным по своему строению, чем головной мозг. У новорожденных он доходит до нижнего края II поясничного позвонка, а впоследствии — лишь до I поясничного позвонка.

Спинномозговая жидкость, находящаяся обычно под слабым давлением, нередко окрашена в желтоватый цвет, что является признаком физиологической ксантохромии, зависящей от количества билирубина в крови. Реакция Панди в спинномозговой жидкости положительная; непрямая диазореакция часто положительная, прямая — отрицательная.

В первый период жизни ребенка доминирующее влияние имеет таламопаллидарная система.

Это сказывается на своеобразии движений новорожденного — отмечается червеобразность, медленность, атетозоподобность, некоординированность. Впоследствии начинает функционировать стриопаллидарная система: — появляются координированные движения (после 4 месяцев) — хватание, сидение, стояние и т. п.

М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин отмечают, что в бодрствующем состоянии новорожденный почти никогда не бывает неподвижным; во сне периоды Ьолной неподвижности длятся не более 5 минут. Только ухудшение общего состояния ребенка, вызываемое инфекцией или общей интоксикацией, уменьшает эту физиологическую подвижность новорожденного.

А. Пейпер различает движения импульсивные, рефлекторные, инстинктивные и произвольные.

К импульсивным относятся движения плода. Первый крик новорожденного, его первый громкий выдох являются рефлекторными. Чисто рефлекторными являются чихание, икота.

Рефлекс испуга (в виде общего вздрагивания всего тела) появляется на 2 — 3-й день жизни. Большинство инстинктивных движений совершается без участия или при недостаточном участии мозговой коры. Произвольные движения всегда имеют осознанную цель.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова отмечают у новорожденных наличие двух видов сосредоточения: пищевого ( во время сосания груди все движения ребенка задерживаются), и «лабиринтного» (прекращение крика и движений при покачивании).

Выразительные движения развиваются у ребенка очень рано в виде выражения неудовольствия — появляется крик, глаза при этом закрываются, углы губ опускаются. В первые недели жизни ребенок еще плачет без слез, хотя слезные железы функционируют со дня рождения (М. Б. Цукер).

Способность выражать свое удовольствие улыбкой или смехом появляется позже способности выражать свое неудовольствие.

Принято считать, что до 40-дневного возраста дети не улыбаются.

«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган

Exit mobile version