Site icon Kelechek.ru

Питание при тифо-паратифозных заболеваниях

В течение многих лет вопрос о том, как и чем кормить больных брюшным тифом, решался по-разному. Одни авторы, преимущественно немецкие и французские, очень осторожно подходили к питанию тифозных больных, ограничивали его и назначали главным образом жидкую пищу. Да и теперь еще встречаются работы, в которых рекомендуется переходить к полноценному питанию детей, больных брюшным тифом, не ранее 20-го дня болезни, после 8 дней нормальной температуры (Giraud, Orsini, Coignet, Fossat, 1961).

H. Ф. Филатов (1899) при брюшном тифе придавал гигиено-диетическим вопросам гораздо больше значения, чем лекарствам, и рекомендовал кормить больных детей и с первых дней болезни не лишать их белковой пищи. С. П. Боткин (1891) и его ученики тоже считали, что больных брюшным тифом надо кормить, чтобы поддержать их силы в борьбе с этой тяжелой инфекцией, и делать это надо с самого начала заболевания.

С. П. Боткин, Н. Ф. Филатов и многие их последователи учитывали общее состояние и тяжесть больных, специфическое поражение тонкого кишечника и пониженную пищеварительную способность.

В остром периоде болезни при выраженном токсикозе назначали в том пли ином виде молоко (цельное молоко, с водой и сливками, с яичным белком и т. п.). При улучшении состояния и появлении аппетита постепенно переходили к более полноценной пище, не дожидаясь стойкого падения температуры. А. А. Кисель (1892) был более смел при назначении детям диеты.

Он считал, что питание детой, больных брюшным тифом, должно быть достаточно калорийным и содержать все необходимые больному пищевые вещества, но не раздражать кишечник.

А. А. Кисель, И. Н. Пуриц (1891), Л. Хаджи (1888) на основании большого числа клинических наблюдений показали, что усиленное питание смешанной пищей оказывало благоприятное влияние на течение брюшного тифа, быстрее восстанавливало силы больных, снижало процент осложнений и летальности. По данным Л. Хаджи и И. Н. Пурица, полноценное и достаточное питание не ухудшало усвоения пищи и не вело к нарушению обмена азота. Усвояемость рациона в остром периоде болезни колебалась от 79 до 82%, при улучшении состояния — от 85 до 90,5%.


«Питание здорового и больного ребенка»,
Ю.К.Полтева

Exit mobile version