Site icon Kelechek.ru

Противоаллергическая профилактика (Сенсибилизирующие свойства медикаментов, вызывающих ЭТС)

Сенсибилизирующие свойства медикаментов, вызывающих ЭТС, возникновение его чаще всего после несколькократного применения этих медикаментов, как и клиническая картина, напоминающая феномен Артуса — Шварцмана, заставляет некоторых авторов (Gautier, Lorenz, .Marie I. et al.) думать о его аллергическом происхождении. Объяснение наступающему спазму при этом синдроме они стараются найти в феномене Шульца — Дале, при котором вследствие предшествующей сенсибилизации повышается сократительная способность гладкой мускулатуры.

В Болгарии коллектив во главе с Ц. Поповой наблюдал первый случай ЭТС, протекшего с клиническими признаками по периферическому типу: мальчику 14 лет, больному ревматизмом, находящемуся на бензоциллиновой профилактике, сделали очередную инъекцию бензацилина в дозе 1 200 000 ЕД.

Сразу же после вливания он начал жаловаться на сильную боль и онемение ног. Кожа в месте инъекции, а позднее и ниже, стала бледной, холодной и болезненной. В нижней части живота и на правой ягодице появилась полиморфная, багрово-красного цвета сыпь, местами напоминающая крапивницу.

Боль локализовалась в колене, икроножной мышце и в пальцах стопы. Наблюдались общая бледность, чувство сдавления в грудной клетке, одышка, тахикардия (120 уд./мин.), учащенное дыхание и кровяное давление от 130/80 до 160/95. Установив диагноз «аллергическая реакция», мальчику ввели внутривенно урбазон в дозе 20 мг глюконат-кальция и витамин С. Общие явления и кожные изменения на бедре и нижней части тела исчезли через несколько часов.

Однако холодная и багрово-синяя кожа с экхимозами, как и сильная болезненность в области стопы и нижней части голени не проходили. Позднее, часов через 19, появился отек кожи, пульсация на тыльной артерии стопы отсутствовала, а позднее наступил паралич конечности. Проведенное лечение спазмолитическими препаратами оказалось безрезультатным. На третий день инцидента произвели разгружающую инцизию конечности (разрез длиной около 15 см), но также безрезультатно. Состояние ребенка ухудшалось.

Наблюдался полный паралич малоберцового нерва. Постепенно развилась сухая гангрена стопы и «демаркационная линия» между нижней и средней третью голени. Развились общие явления: температура выше 39°, лейкоцитоз.

Явления интоксикации угрожали жизни ребенка. Хирурги склонялись к ампутации стопы с третью голени.

Перед ампутацией решили попытаться провести тромболитическое лечение, несмотря на наличие раны после инцизии.

На третий же день инцидента начали лечение стрептокиназой (стрептазой), гепарином и анти «К» препаратами.

Стрептазу в начале вводили в дозе 250 000 ЕД, установленной на основании данных стрептокиназной резистентности; в последующие часы дозу уменьшили на 75 — 125 000 ЕД. Общая доза стрептазы была 3 250 000 ЕД. Ввиду наступившего обильного кровотечения из раны после начатого антикоагулянтного лечения, последнее следовало бы прекратить.

Однако наступившее во время этого лечения улучшение было обнадеживающим. Состояние ребенка постепенно становилось все лучше и лучше. Спустя 2,5 месяца его выписали после ампутации только одного пальца и с мумификацией кончиков остальных пальцев стопы.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Exit mobile version