Site icon Kelechek.ru

Эмоциональное воздействие физических упражнений

Известно, что дети с различными типологическими особенностями высшей нервной деятельности и в разных состояниях возбудимости нервной системы, в том числе и вегетативной, реагируют различно на разнообразные воздействия внутренней и внешней среды, и, в частности, на физические упражнения.

Последнее в известной степени определяется отношением ребенка к физкультуре вообще, а также и к данному физическому упражнению. У больных ревматизмом детей, как мы уже неоднократно по разным поводам подчеркивали, долгое время после затихания ревматического процесса остаются функциональные нарушения в центральной нервной системе. У различных больных детей эти изменения разнообразны в зависимости от фазы и тяжести заболевания, от динамики ревматического процесса и пр.

Следовательно, и характер реагирования центральной нервной системы у больных ревматизмом детей в значительной степени более разнообразен и контрастен, чем у здоровых детей.

В результате всего этого перед началом занятий физкультурой или перед игрой больные ревматизмом дети получают различный эмоциональный заряд-напряжение с максимальной степенью выраженности в самый момент начала занятий. Это как бы предстартовое состояние. Эмоциональное напряжение выражается в ускорении пульса и повышении артериального давления.

У более возбудимых детей также сдвиги могут быть настолько значительными, что будут даже превышать изменения, наступающие в результате выполнения физических упражнений или участия в игре. Этот факт может обусловливать парадоксальную реакцию, которая иногда выявляется у детей во время физкультурных занятий: перед началом физических упражнений показатели пульса и кровяного давления выше, чем во время их выполнения или непосредственно после него. Механизм такой парадоксальной реакции определяется взаимоотношениями между эмоциональными влияниями и проприоцептивной импульсацией.

Возбудимый ребенок находит в состоянии очень сильного эмоционального напряжения, которое в высокой степени мобилизует сердечно-сосудистую систему, что выражается в значительном повышении частоты пульса и артериального давления перед физкультурными занятиями.

В процессе выполнения физических упражнений проприоцептивные импульсы снимают чрезмерное эмоциональное напряжение и если физическая нагрузка не очень большая и не требует значительной мобилизации сердечно-сосудистой системы, то можно наблюдать даже понижение частоты пульса и артериального давления. Можно получить известное представление об эмоциональном воздействии физических упражнений на сердечно-сосудистую систему конкретного ребенка, если включить этого ребенка в выполнение занятия только в качестве созерцателя.

Этот ребенок вместе с другими детьми приходит в физкультурный кабинет на занятия, но перед самым началом выполнения занятия, его оставляют только наблюдателем.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Exit mobile version