Site icon Kelechek.ru

Чередование учебных уроков и закаливающих процедур

Чередование учебных уроков и закаливающих процедур, лечебной физкультуры и физиопроцедур по нашему мнению, является эффективным средством борьбы с умственным утомлением и дает возможность больному ревматизмом ребенку оставаться в сравнительно бодром состоянии до конца учебных Занятий. При этом сокращение учебного дня или учебной недели становится ненужным.

Проведенные в этом направлении наблюдения показали, что наши ожидания оправдались. В 1962 — 1963 учебном году мы организовали в двух общеобразовательных школах в г. Софии следующий учебный режим для больных ревматизмом детей: увеличили перемены между вторым и третьим уроками и между четвертым и пятым уроками с 10 на 20 минут.

Больным ревматизмом школьникам разрешали входить в класс на третий и пятый урок на 10 минут позднее.

Мы считаем, что при такой постановке вопроса больные ревматизмом дети ничего не теряют из учебного процесса — в первой половине урока учителя обычно спрашивают учеников по пройденному материалу и затем преподают новый урок. От такого решения не страдает и дисциплина.

В классах обычно не бывает больше одного-двух больных ревматизмом школьников. То, что ученик входит два раза в день на 10 минут позже в класс, не нарушает учебный режим класса.

В результате такого режима уроков и отдыха у больных ревматизмом школьников получаются три больших перемены: между вторым и третьим и четвертым и пятым уроками — по 20 минут, между третьим и четвертым — существующая для всех школьников официально большая перемена продолжительностью 30 минут.

По нашему плану в это время предусматривались следующие мероприятия: на первой большой перемене — проведение лечебной физкультуры; на второй большой перемене — организованные игры на чистом воздухе и на третьей большой перемене — проведение закаливающих процедур и по надобности — физиопроцедур.

Все мероприятия проводит сестра под контролем и руководством наших специалистов из Института педиатрии. Им помогают также учителя по физкультуре и другие преподаватели. В учебном 3962/63 г. вследствие недостаточной подготовки и отсутствия условий нам не удалось организовать проведение закаливающих процедур. Все три перемены мы занимали лечебной физкультурой и играми на чистом воздухе.

Дети подвергались систематическому исследованию в отношении состояния сердечно-сосудистой и других систем, а также и в отношении состояния ревматического процесса. В двух других школах больные ревматизмом дети являлись контрольной группой, в которой также проводились подобные исследования. Первые результаты наших наблюдений оказались весьма обнадеживающими.

На это указывает несколько важных фактов. По истечении одного учебного года с введением указанного режима для больных ревматизмом школьников отмечено явное улучшение. В следующий 1963/64 учебный год наш эксперимент был расширен руководимым нами коллективом, во главе которого стоял психолог — доцент В. Манова.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Exit mobile version