Site icon Kelechek.ru

Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка (М. М. Кольцова)

М. М. Кольцова у всех детей домов ребенка наблюдала меньшую выносливость нервной системы, чем у детей, воспитывающихся в хороших семейных условиях, легкое возникновение отрицательных эмоций, вялость и безразличие, скрывающиеся за внешним спокойствием.

Все это — проявления так называемого госпитализма и может привести к задержке как физического, так и психического развития и ухудшению состояния здоровья ребенка. По заданию ВОЗ было проведено обследование учреждений типа дома ребенка во всех странах мира. Повсюду отмечалось наличие описанных проявлений госпитализма.

Один из представителей ВОЗ написал:

«Госпитализм — такая же жестокость, как лишение пищи и побои».

Следовательно, основная задача всего персонала дома ребенка — под руководством врача и педагога так организовать оздоровительно-воспитательную работу, чтобы обеспечить детям нормальное развитие, вырастить здорового, полноценного человека. У нас в стране есть примеры работы домов ребенка, показывающие, что условия жизни в них не оказывают фатального влияния на развитие, формирование личностных качеств ребенка при правильном осуществлении всех необходимых оздоровительно-воспитательных воздействий.

Система оздоровительных мероприятий эффективна лишь при создании определенных условий, начиная с комплектования. Число детей должно быть меньше, чем в детских дошкольных учреждениях обычного типа.

Недопустимо наличие детей сверх списочного состава, что нередко встречается в детских дошкольных учреждениях.

Второе условие
— это режим дня. Учитывая особенности детского контингента и наблюдаемое, как правило, несоответствие состояния здоровья и уровня развития возрастным нормам, режим обычно назначают на возраст ниже, а часто вообще индивидуальный, соответствующий состоянию ребенка ритм сна, бодрствования и кормления. Ослабленный ребенок нуждается в более частом отдыхе, укороченном бодрствовании.

Третье
— гигиенические условия в группе (достаточная освещенность, частые проветривания, снижение шумов). Важна организация среды, т. е. соответствие мебели, игровых пособий, оборудования возрасту и уровню развития детей.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Exit mobile version