Site icon Kelechek.ru

Частный случай описанный Мери Уайли

Представляет интерес случай, описанный Мери Уайли (Mary E. S. Wylie).

Девочка в возрасте 17 дней поступила в клинику 15/V 1952 г. Мать жаловалась на отсутствие прибавки веса, несмотря на то что ребенок получал питание достаточной калорийности и съедал его с жадностью. Ребенок первый в семье. Родители молодые, здоровые Беременность была неосложненной, роды нормальные. Вес при рождении 2400 г. После рождения состояние девочки не внушало беспокойства. Вначале она неохотно брала грудь, первые дни ее кормили сцеженным грудным молоком. Через несколько дней она стала хорошо сосать, но, несмотря на появившийся ненасытный аппетит и на отсутствие рвоты и поноса, все время теряла в весе.

В связи с подозрением на скрытую инфекцию девочке был проведен курс ауреомицина, не давшего улучшения.

При поступлении в возрасте 17 дней девочка весила 1765 г (на 635 г меньше, чем при рождении). Она была резко истощена, отмечались дегидратация, заостренные черты лица, лицо было морщинистое, со старческими чертами, родничок запавший. Несмотря на резкое истощение, ребенок был активен, довольно сильно кричал и с жадностью сосал грудь. В моче —следы белка, наличие сахара, кетонурии не было. В крови 666 мг% сахара. Введено 10 единиц инсулина, через 2 часа сахара в крови 709 мг%. После двух следующих инъекций инсулина, каждая по 10 единиц, уровень сахара в крови упал до 102 мг% (через 16 часов после поступления).

После начала лечения инсулином ребенок к груди матери не прикладывался, получал через 4 часа по 60 мл разведенных пополам сливок с 5% сахара. Инсулин получал по 5—10 единиц перед едой под контролем сахара крови и мочи. Внутривенно вводился физиологический раствор, вливание которого было прекращено через 72 часа в связи с наступившим улучшением. С этого времени девочка получала разведенные пополам сливки с 5% сахара по 105 мл на кормление и 3 единицы инсулина перед каждой едой. Уровень сахара в крови снизился до 266 мг%. Первые несколько недель часто наблюдались гипогликемические приступы, в один из которых уровень сахара в крови упал до 10 мг%. Лечение гипогликемических приступов проводилось введением 10—20 г глюкозы через желудочный зонд, один раз был применен адреналин.

В возрасте 5 недель содержание гемоглобина снизилось до 9,1 г%, была произведена гемотрансфузия, после чего гемоглобина стало 15,4 г%. В 8 недель девочка весила 3230 г, прибавила в весе за о недель 1555 г. Выглядела она в это время как нормальный, здоровый ребенок. Получала разведенные в два раза сливки 120 г и 10 г сахара (в сутки 606 калорий) и 5 единиц инсулина перед каждой едой. Мать была обучена технике введения инсулина. Девочка выписана 24/VI 1952 г. Дома за 2 недели прибавила в весе 610 г.

Вновь поступила 4/VII 1952 г., переведена на цельное молоко, инсулин уменьшен до 3 единиц 5 раз в день. Вес при выписке 4550 г.

В 20 недель (7/XII 1952 г.) снова была госпитализирована на 5 дней. Отмечалась нерегулярная гликозурия, сахара в крови 420—440 мг%. В 8 месяцев девочка весила 9550 г и получала нормальное смешанное питание. Доза инсулина не менялась. Реакция на окружающее у нее была нормальная.

Данный случай автор рассматривает как пример истинного панкреатического диабета, так как наступило очень быстрое улучшение под влиянием применения инсулина. Развитие диабета, повидимому, произошло внутриутробно и инсулина матери было недостаточно для нее самой и для плода. Благодаря своевременно примененной инсулинотерапии ребенок был выведен из чрезвычайно тяжелого состояния и в дальнейшем при наблюдении в течение 8 месяцев у него было вполне удовлетворительное физическое развитие.

Приведенный пример показывает возможность заболевания сахарным диабетом даже в период новорожденности. Эти случаи, повидимому, чрезвычайно редки. Среди наблюдавшихся нами 140 детей не было заболевших в возрасте до 1 года, но о возможности заболевания сахарным диабетом в грудном возрасте необходимо помнить.


«Сахарный диабет у детей»,
М.М.Бубнова, М.И.Мартынова

Exit mobile version