Site icon Kelechek.ru

Частный случай (Олег Ф., 13 лет)

Характерен другой случай. В данном случае удовлетворительное состояние у ребенка оставалось в течение 2 лет при дозировке инсулина 52—62 единицы, но к тяжелой форме сахарного диабета на основании клинических проявлений болезни отнести данный случай не представляется возможным.

Олег Ф., 13 лет, поступил в клинику 11/XI 1957 г. Раннее развитие удовлетворительное. В возрасте 2 лет перенес коклюш, 3 лет — скарлатину и ветряную оспу, 6 лет — корь; дважды болел воспалением легких — в 8 и 10 лет. Заболел сахарным диабетом за 3 недели до поступления в клинику. В это время перенес грипп в тяжелой форме, после чего сильно похудел, появилась жажда, аппетит был хорошим, но не резко повышенным, полиурия выражена не резко. При исследовании в моче был обнаружен сахар, и мальчик поступил в клинику.

Состояние при поступлении средней тяжести. Отмечается сухость кожи, небольшой румянец на щеках, подбородке и на лбу, сухие слизистые, сухой, обложенный язык.

Подкожножировой слой развит слабо. Небольшое ослабление тонов сердца, систолический шум у верхушки, тахикардия — пульс 100 ударов в минуту. Аппетит не повышен, живот безболезненный, мягкий. Небольшой запах ацетона изо рта.

Нерезкая гипотония мышц и глазных яблок. Сахара в крови 214 мг%, сахар мочи колебался в течение суток от 2 до 7%, реакция на ацетон резко положительная. Количество мочи за сутки не превышало 1200—1300 мл.

На следующий день после поступления в клинику (12/XI 1957 г.) исследована гликемическая кривая, но не с нагрузкой глюкозой, а на обычнОхМ завтраке без введения инсулина. Эндогенного сахара 212 мг%. Наибольший подъем уровня сахара крови был после второго завтрака до 340 мг%, на 58% от исходного, эндогенного сахара. Через 3 часа уровень сахара стоял несколько выше эндогенного — 220 мг%, а затем вновь поднялся до 240 мг%.

Назначена диета с некоторым ограничением жиров в связи с наличием ацидоза; сахарная ценность пищи в первое время была 209 г. В дальнейшем диета расширена, сахарная ценность ее колебалась от 317 до 340 г в сутки.

В первые 3 дня пребывания в клинике мальчик не получал инсулина, потеря сахара с мочой составляла 76 г, сахара в крови 220 мг%. С 4-го дня пребывания больного в клинике назначены 2 инъекции инсулина: 4 единицы перед завтраком и 8 единиц перед обедом.

Потеря сахара с мочой оставалась большой:
90 — 130 г, что было связано с постепенным расширением диеты и потребовало увеличения дозировки инсулина.

Через 2 недели была повторно исследована гликемическая кривая на фоне его обычной диеты, но с большей сахарной ценностью пищи, чем при первом исследовании, и при лечении инсулином. Инсулин мальчик получал три раза в сутки, наибольшая суточная доза в клинике составляла 54 единицы: 22 единицы перед завтраком, 26 единиц перед обедом и 6 единиц перед ужином. Суточная гликозурия стала значительно меньше, несмотря на расширение диеты, и не превышала 24—40 г.

На 44-й день пребывания в клинике больной выписан в удовлетворительном состоянии, получая 2 инъекции инсулина перед завтраком и обедом (по 26 единиц). При обследовании через 2 года в возрасте 15 лет состояние мальчика удовлетворительное, доза инсулина 62 единицы в двух инъекциях в сутки, сахар крови 196 мгл, сахар мочи 1—3%. Явления декомпенсации сахарного диабета за это время не наблюдалось.


Олег Ф., 13 лет. Сахарный диабет.


«Сахарный диабет у детей»,
М.М.Бубнова, М.И.Мартынова

Exit mobile version