Site icon Kelechek.ru

Случай необычной токсичности брунеомицина

Несмотря на высокую эффективность брунеомицина, доказанную клинической практикой, в литературе имеются указания на выраженные побочные действия и летальные исходы, возникающие после применения этого препарата.

К настоящему времени разработаны рациональные схемы применения брунеомицина у детей при лимфогранулематозе (Л. А. Дурнов, В. А. Шкаренков и др.).

Диапазон побочных действий и осложнений увеличивается в тех случаях, когда брунеомицин применяется после ранее проведенного лучевого и лекарственного лечения (Ю. И. Лорие и соавт.).

Иллюстрацией необычной токсичности может служить история болезни ребенка, находившегося в детском отделении МОКОБ по поводу метастазов опухоли Вилмса.

Оля Б., 4 года, поступила в отделение 1.III. 1971 г. с диагнозом: опухоль Вилмса слева, состояние после комбинированного лечения. В 1970 г. обнаружены метастазы опухоли в легкие, по поводу чего проведен курс циклофосфана, винкристина и гамма-терапии на область метастазов. В связи с малой эффективностью этого лечения решено провести курс брунеомицина.

При поступлении состояние больной удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не пальпировались. В легких перкуторно и аускультативно не выявлено патологических изменений. Сердечная деятельность удовлетворительная: АД—100/56 мм рт. ст. Печень пальпировалась по краю реберной дуги, селезенка не определялась. Рентгенологически в левом легком — метастаз 2 см в диаметре, в правом легком — метастаз до 1 см. В анализе периферической крови эозинофилия и лимфопения, НВ — 74 ед., эр. — 3950000, ц. п. — 0,9, тр. —234000, лейкоцитов —'51ОО, РОЭ—И мм/час, э — 15, п— 1, с — 59, лимф. —14, мон,— 11. В анализе мочи изменений не выявлено. Брунеомицин назначен по схеме: 7 мкг/кг на введение один раз в 3—4 дня.

После первого введения отмечалась тошнота, рвота, ухудшение самочувствия, поэтому последующие введения производились из расчета 5 мкг/кг.

Введения препарата в такой дозе девочка переносила хорошо. Показатели периферической крови держались стабильно.

После 4-й инъекции (суммарная доза 450 мкг) в анализе крови отмечена резкая лейкопения — в 1 мм3 850, тромбоцитопения — 31 000. Появились диспептические явления, афтозный стоматит, резкая анорексия. Введение препарата прекращено. Несмотря на активную дезинтоксикационную и симптоматическую терапию нарастали явления интоксикации. Через неделю после отмены препарата возникло обильное носовое кровотечение, рвота «кофейной гущей», дегтеобразный стул. На коже туловища, конечностей — петехиальная, местами сливающаяся геморрагическая сыпь. В анализе периферической крови — выраженная анемия: Нв — 48 ед., эр. — 2700000, резкая лейкопения — 400.

К 9-му дню после отмены препарата состояние резко ухудшилось, появились острые приступообразные боли в животе. При нарастании явлений легочно-сердечной недостаточности наступила смерть.

Патологоанатомлческий диагноз: рецидив опухоли Вилмса, метастаз— в левое легкое. Анемия. Геморрагический синдром. Мелкоочаговая пневмония, паренхиматозная дистрофия миокарда, печени, почек.

На основании патологоанатомического вскрытия удалось установить уменьшение размера метастаза в левом легком с 2 см в диаметре до 0,8 см и исчезновение метастаза в правом легком.

Наше наблюдение подтверждает точку зрения других авторов (Ю. И. Лорие, В. А. Шкаренков) о необходимости проводить лечение брунеомицином по индивидуальной схеме с учетом чувствительности к препарату.


«Лекарственное лечение новообразований у детей», Л.А.Дурнов

Exit mobile version