Site icon Kelechek.ru

Диетпитание и витаминотерапия (Углеводы)

Углеводы

Углеводы являются заменимыми компонентами питания и выполняют в организме энергетическую роль. Сложные углеводсодержащие соединения (гликолипиды, гликопротеиды) играют важную роль в процессе биологического узнавания в организме, т. е. в процессах взаимодействия антигенов и антител; ферментов, гормонов с рецепторами мембран подвижных клеток (лейкоцитов, эритроцитов) и клеток тканей и органов.

Механизм сенсибилизирующего влияния углеводов на организм, по-видимому, и заключается в их участии в процессах биологического узнавания. Поэтому количество углеводов в рационе больных туберкулезом детей надо ограничивать, но исключать полностью нельзя.

При полном исключении или чрезмерном ограничении углеводов будут недостаточно синтезироваться щавелевоуксусная и лимонная кислоты, нарушится нормальное течение цикла Кребса и будут образовываться и накапливаться ацетоуксусная, β-оксимасляная кислоты и ацетон. Превращение ряда аминокислот будет задерживаться на стадии кетоновых тел. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе равно 1:1:4, а минимальное — 1:1:1.

Крахмала должно быть 75 … 80 %, а сахаров — 20 … 25 % от общего количества углеводов. Источниками крахмала являются зерновые продукты, овощи (картофель), а Сахаров — сахар, конфеты, варенье, повидло, фрукты, фруктовые соки.

Овощи, фрукты содержат клетчатку и пектиновые вещества. Клетчатка создает объем, способствует появлению чувства насыщения и стимулирует моторную деятельность желудка и кишечника. Пектиновые вещества играют роль естественных антидотов. Все вещества в организме неоднократно циркулируют из крови в просвет желудочно-кишечного тракта и обратно.

При этом пектиновые вещества образуют нерастворимые комплексы с токсинами, аллергенами, канцерогенами, тяжелыми металлами и выводят их из организма. Поэтому в рацион больных туберкулезом детей должны включаться яблоки и другие фрукты, картофель и другие овощи как источники пектиновых веществ и клетчатки.

«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко

Exit mobile version