Организация стоматологических институтов

Организация стоматологических институтов и факультетов способствовала подготовке высококвалифицированных специалистов-стоматологов, что дало возможность перейти к широкой санации детского населения, в результате чего в довоенные годы в отдельных городах было санировано 70— 80% детей, нуждающихся в оздоровлении полости рта.

Война привела к сокращению объема санации ввиду уменьшения врачебных кадров и трудностей в снабжении. Но уже в первые послевоенные годы вопросы профилактики кариеса и санации детского населения получили довольно широкое распространение. В настоящее время санация в полном объеме осуществляется уже во многих городах.

Диспансеризация — это новая страница в стоматологии детского возраста. Совсем недавно она ограничивалась узкими рамками детской терапевтической стоматологии — зубоврачеванием. Эта ошибка привела к тому, что детское население обслуживают в основном зубные врачи со средним медицинским образованием. Между тем многообразие поражений зубочелюстного аппарата, их клинические проявления и анатомо-физиологические особенности требуют, чтобы каждый стоматолог-педиатр имел хорошую общемедицинскую подготовку.

Детская стоматология включает в себя также ортодонтию и протезирование, все виды хирургии челюстно-лицевой области, онкологию, анестезиологию и реаниматологию, реконструктивную хирургию костей лица, а также необыкновенно сложную хирургию новорожденных и грудных детей. Таким образом, врач стоматологического профиля должен действовать и мыслить как стоматолог и педиатр. Особенности детского организма требуют отказа от еще существующего в стоматологии схематического переноса накопленного опыта лечения взрослых на ребенка.

В 1847 г. С Ф. Хатовицкий в своем труде «Педиятрика» указывал, что ребенок — это не взрослый в миниатюре. Развитие органов ребенка отличается рядом особенностей как в период здоровья, так и в период болезни. В процессе развития детский организм претерпевает не только количественные, но и качественные изменения.

Для того чтобы будущие врачи смогли хорошо ориентироваться в вопросах диагностики и тактики лечения основных стоматологических заболеваний у детей, в 1963 г. в Московском медицинском стоматологическом институте, по инициативе заслуженного деятеля науки проф. А. И. Евдокимова была организована кафедра стоматологии детского возраста (зав.— проф. А. А. Колесов).

Следует подчеркнуть, что научные основы детской стоматологии крайне недостаточны и развиваются хаотично из-за отсутствия кафедр стоматологии детского возраста на стоматологических факультетах, ибо гармоничное развитие этой дисциплины возможно только в едином комплексе.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Одним из важных и малоразработанных вопросов стоматологии является научно обоснованная организация детской стоматологической помощи. Ее краеугольный камень — совершенствование структуры диспансеризации. Диспансерному наблюдению, на наш взгляд, следует подвергать детей с кариесом, поражением слизистой оболочки полости рта и аномалиями прикуса, расщелинами губы и неба, врожденными деформациями челюстей, опухолями и опухолеподобными образованиями челюстно-лицевой области, заболеваниями височно-челюстного сустава…

Особое внимание необходимо уделить ортодонтии и детскому протезированию — важному разделу детской стоматологии. Стремление быть красивым — не каприз, не прихоть, с которой можно не считаться. Это естественная потребность человека. Это стремление сильно выражено тогда, когда человек видит и осознает врожденное или приобретенное несовершенство своего облика, особенно своего лица. Оправдано и естественно стремление людей, тем…

Особенности роста и развития каждого ребенка в значительной мере зависят от свойств и особенностей, полученных им от родителей. Наследственный фактор определяет не только внешний облик ребенка и его индивидуальные особенности, но иногда и возникновение некоторых своеобразных реакций (диатезы) или наследственных болезней (гемолитическая болезнь новорожденных, эктодермальная дисплазия, мягкость, твердость, шероховатость и тонкость зубной эмали, отсутствие боковых…

В это время выявляется ряд наследственных и приобретенных факторов, как благоприятно влияющих на внутриутробное развитие, так и нарушающих его. Уродства и аномалии развития появляются главным образом в первые 3 месяца беременности. К этому периоду относится возникновение ряда аномалий в области лица и челюстей: расщелина верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия среднего носового отростка…

Он своеобразен прежде всего тем, что именно в это время начинается процесс приспособления к новым условиям, впервые возникают и устанавливаются взаимоотношения между организмом и внешней средой. Организм получает новые условия дыхания и кровообращения. Меняется внешняя температура. Качественно иным становится питание. Это требует от организма новорожденного высокой способности приспособления. Средний вес доношенного новорожденного ребенка, по данным…

Популярное
Новое Прочее