Больной Г., 8 лет. Поступил в клинику с диагнозом туберкулезного менингита. Из анамнеза выяснилось, что больной состоял на учете в туберкулезном диспансере с 1946 г. У ребенка был контакт с больным туберкулезом легких в открытой форме.
Настоящее заболевание развилось внезапно 28/VI: температура повысилась до 39,3°, появилась головная боль и рвота после каждого приема пищи. До 3/VII температура оставалась высокой. При поступлении состояние больного уже вполне удовлетворительное.
Менингеальных и очаговых симптомов не отмечалось. Температура снизилась и с 5го дня болезни была нормальной. При пункции давление спинномозговой жидкости не повышено, белка 0,23%,. цитоз 1000/3, реакция Панди + + , пленка не выпала.
При повторной пункции через 3 дня: белка 0,23%, цитоз 206/3 (лимфоцитов 95%, моноцитов 5%).
Последующая пункция 14/ VII: белка 0,16%, цитоз 56/3. 15/VII выписан в хорошем состоянии.
Данное наблюдение показывает развитие острого серозного менингита у больного, имевшего контакт с больным туберкулезом заболевшего туберкулезом в прошлом.
В пользу острого серозного менингита говорили острое развитие болезни, клиническая картина и состав спинномозговой жидкости с высоким лимфоцитарным плеоцитозом при низком содержании белка и отсутствии пленки.
При наличии туберкулезной инфекции надо критически подходить к диагностике туберкулезной этиологии менингита, возникшего у данного больного.
По этому поводу М. И. Аствацатуров (1939) писал следующее: «Никогда не следует для установления туберкулезной природы менингита или исключения ее руководствоваться наличием или отсутствием туберкулезного очага в других органах.
Необходима помнить, что отсутствие туберкулезного очага может быть лишь кажущимся и что, с другой стороны, у лица, страдающего туберкулезом, могут наблюдаться другие формы менингита и менингизма.
Справедливость этого утверждениям подтверждается тем, что у значительного числа больных (около 40 — 50%, по данным И. М. Фельдман) туберкулезный менингит бывает первым клиническим проявлением туберкулеза. До этого больных считали практически здоровыми.
В то же время значительное число вирусных нейроинфекций наблюдается у туберкулезных больных с явной или невыявленной инфекцией. Из сказанного не следует делать вывода, что данные анамнеза в отношении туберкулеза должны игнорироваться. Об этом выше уже говорилось.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой