Зрительный анализатор играет очень важную роль в трудовой деятельности, поэтому состояние его имеет существенное значение при определении профессиональной пригодности подростков. Многочисленные работы предъявляют повышенные требования как к зрительному анализатору в целом, так и к отдельным его функциям, сохранность которых обеспечивает возможность выполнения многих работ.

К профессиям, предъявляющим повышенные требования к зрению, относятся прежде всего мелкие точные работы, обязательным условием которых является различение десятых и сотых долей миллиметра, иногда пользование увеличительными стеклами, связанные с постоянным напряжением зрительной функции (сборка и монтаж мелкой аппаратуры в электровакуумной, радиотехнической промышленности, сборка часовых механизмов, слесарно-лекальные, инструментальные, граверные, ювелирные, швейно-трикотажные работы).

При выполнении таких работ к концу рабочего дня у подростков наступает утомление даже здорового глаза, тем более такие работы вредны для подростков с неполноценной зрительной функцией. Ряд профессий связан с необходимостью различения цветов (специальности связи и транспорта, электромонтера, профессии швеи, портного, обувщика, регулировщика радиотелевизионной аппаратуры, фотографа и фотолаборанта и др.).

При выполнении некоторых работ может потребоваться быстрая переадаптация глаза к смене условий освещенности из более высоких к более низким или работа в условиях недостаточной освещенности, для чего требуется сохранность функции светоощущения или так называемого сумеречного зрения (работы строительного и судостроительного профиля, в литейных и кузнечнопрессовых цехах и др.).

Для выполнения многих работ необходимо достаточное поле зрения (все работы у движущихся механизмов, на высоте) и сохранность бинокулярного зрения (при работе со стереоприборами), работы, требующие пространственного зрительного ощущения (все виды слесарно-сборочных работ, работы на высоте, у движущихся механизмов).

Многие работы проводятся в условиях, исключающих возможность пользования корригирующими очками (работы на высоте, в неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях значительной запыленности воздушной среды, при вынужденной согнутой или другой неудобной рабочей позе, при необходимости пользования противогазом и т. п.), поэтому для работы в таких условиях необходима достаточная острота зрения без коррекции.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Подростки с нерезко выраженной умственной отсталостью, обучающиеся во вспомогательной школе, как правило, не могут успешно овладеть профессиями, подготавливаемыми в профессионально-технических училищах. Им не следует рекомендовать работы, связанные с повышенной опасностью травматизма (на высоте, у движущихся механизмов), работы, требующие сохранности памяти, достаточного внимания, быстрых счетных операций, необходимости быстрой ориентировки в аварийных условиях производства, профессии, требующие освоения…

При оценке профессиональной пригодности подростков с аномалией рефракции необходимо учитывать, что работоспособность близорукого и дальнозоркого глаза различна. При близорукости хорошо видны близкие предметы. Однако длительная мелкая точная работа связана с постоянным напряжением зрения, что может вызвать прогрессирование близорукости. Поэтому подобные работы безопасны для подростков с таким недостатком зрения лишь при пользовании корригирующими очками. Дальнозоркий глаз…

Снижение слуха на шепотную речь только на одно ухо при сохранении слуха на второе ухо не является препятствием для перечисленных работ. Еще более значительных ограничений требуют подростки с выраженным снижением слуха, у которых слышимость шепотной речи снижена до 1 м и ближе на оба уха. Им, разумеется, абсолютно противопоказаны работы в условиях воздействия шума и…

Резкая степень отсталости умственного развития является препятствием к овладению какой бы то ни было квалификацированной профессией. Подростки с такими заболеваниями должны быть трудоустроены в специальные лечебно-трудовые мастерские, так как не подлежат профессиональному обучению совместно со здоровыми подростками. Вопросы профессиональной пригодности подростков, перенесших психическое заболевание, должны решаться совместно с психоневрологом с учетом данных специализированного учреждения, в…

Функциональная способность глаза с астигматизмом даже при достаточной коррекции значительно хуже, чем близорукого глаза, так как достигнуть постоянного правильного преломления лучей очень трудно. Помимо коррекции, подростки иногда прибегают к удобному наклону головы или компенсаторному вращению глаз, от чего несколько меняется преломление лучей. При выборе профессии подросткам с аномалией рефракции, как мы уже указывали, основное внимание…

Популярное
Новое Прочее