В системе мероприятий, широко проводимых в Советском Союзе по охране здоровья детей, исключительно большую роль играет правильное физическое воспитание ребенка с первых дней его жизни.
Физическое воспитание, широко понимаемое, включает правильный режим жизни и питания ребенка, систематическое использование в его воспитании естественных факторов природы — воздуха, воды и солнца, широкое использование различных методов так называемого «закаливания», физической культуры и спорта. Конечно, методы и средства физического воспитания детей сильно меняются в зависимости от возраста ребенка.
Монография К. Д. Губерт и М. Г. Рысс посвящена гимнастике и массажу, используемым в воспитании детей раннего возраста.
Эти мероприятия с большим успехом широко используются в наших лучших больницах и клиниках, яслях и домах ребенка; к ним проявляют живой интерес и очень многие родители маленьких детей.
Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном и психическом развитии, связанные с их индивидуальными, конституциональными особенностями и особенно с условиями среды, окружающей ребенка, с условиями его воспитания. От врача, назначающего ребенку массаж и гимнастику, требуется знание возрастных физиологических особенностей детей и умение правильно, объективно исследовать ребенка. Только при этом условии возможно правильное и индивидуальное назначение детям физкультурных упражнений.
Наш многолетний опыт дает право категорически утверждать, что физкультура детей раннего возраста
имеет громадное значение для правильного их развития, она должна стать одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей раннего возраста, воспитываемых и в семье и особенно в условиях закрытых детских учреждений. Еще большее значение массаж и гимнастика имеют при лечении больных детей, когда они, наряду с общим влиянием, как существенные факторы правильного физического воспитания, приобретают большое лечебное значение стимулирующего, а часто и коррегирующего характера.
Надо, однако, помнить, что массаж и гимнастика не могут заменить всех остальных элементов правильного физического воспитания детей и педагогики раннего детского возраста. Физкультура дает положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни детей и окружающей их среды, при правильном их питании и при правильном воспитании. При отсутствии этого физкультура, как правило, мало эффективна, нередко бесполезна, а иногда, может быть, даже и вредна.
Нет необходимости подчеркивать, что в физическом воспитании детей раннего возраста, наряду с массажем и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы: воздуха, воды и света.
Книга К Д. Губерт и М. Г. Рысс «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» предназначена для врачей, работающих в профилактических и лечебных учреждениях для детей раннего возраста, но она окажется ценным пособием и для педагогов детских учреждений, которые не могут ограничивать свою деятельность только вопросами педагогики, и для медицинских сестер, предварительно обученных технике массажа и гимнастики для детей раннего возраста.
Нет никакого сомнения, что выпускаемая Государственным издательством медицинской литературы работа К. Д. Губерт и М. Г. Рысс принесет большую пользу профилактическому и лечебному обслуживанию детей раннего возраста не только в условиях детских коллективов, но и в семье.
А. Тур
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт
— Зарядка Гимнастика Цель и воспитательная задача Растормошить ребенка после сна Воспитать правильные двигательные автоматизмы Содержание-занятия Несколько энергичных движений Охват упражнениями всех мышечных групп и проработка всех суставов F- Характер упражнений Движения свободные под общую команду Движения, точность и правильность которых строго обусловлена руками сестры-воспитательницы или гимнастическими приспособлениями Время проведения занятий Непосредственно после сна, натощак…
Дети ослабленные, с неокрепшим мышечным и связочным аппаратом, не способны удерживать тело в вертикальном положении и тогда, когда их вынуждают к этому положению («дыбок-дыбок»), они для сохранения равновесия увеличивают площадь опоры широкой расстановкой ног, при которой центр тяжести не выходил бы из площади опоры. Так же, как и при выраженном уже плоскостопии, линия опоры проходит…
Занятия проводятся одновременно с двумя детьми. Построение занятия № упражнения Название упражнения Для какой мышечной группы (главным образом) Исходные положения Число детей № 35 Сгибание и разгибание рук (с кольцами) Для рук и плечевого пояса Стоя (на полу) Попарно № 33 Присаживание самостоятельное с фиксацией колен и возвращение к исходному положению Для брюшного пресса Горизонтальное…
Занятия проводятся одновременно с четырьмя детьми.Построение занятия № упражнения Название упражнения Для какой мышечной группы (главным образом) Исходное положение Число детей № 42 Движение руками с палками Для рук и плечевого пояса Сидя на гимнастической скамье Вся группа № 43 Приседание, держась за гимнастическую палку Для ног Стоя . № 47 Присаживание на гимнастической скамье…
Занятие проводится одновременно с шестью детьми. Построение занятия № упражнения Название упражнения Для какой мышечной группы (главным образом) Исходное положение Число детей № 42 Движения руками с палками Для рук и плечевого пояса Сидя на гимнастической скамье Вся группа № 43 Приседание, держась за гимнастическую палку Для ног Стоя То же № 34 Напряженное выгибание…
Основными задачами занятий у детей старше 1 года 2 месяцев и до 3 лет надо считать следующие: Используя речевую инструкцию в гимнастических занятиях, добиваться не только полного понимания детьми этих инструкций, но и взаимного речевого контакта. Для этого давать детям поручения по подготовке занятий, в чем они по мере сил и возможности должны принимать участие….
Положительное влияние гимнастики на здоровых детей не вызывает сомнений. Доказана полезность ее и при ряде патологических состояний, особенно при хронических расстройствах питания и рахите, а также при затяжном и вялом течении пневмонии, колита и некоторых других заболеваний. Осторожное применение гимнастики должно давать положительный эффект и у детей с врожденным пороком сердца, без нарушения компенсаторной деятельности,…
Усложнения выражаются: увеличивающейся нагрузкой; переходом от непосредственной связи с лицом, проводящим гимнастику, к связи посредством приспособлений (кольца, палочки, аппараты); переходом от прямой помощи в осуществлении движения (пассивные движения) к речевой инструкции; переходом от выполнения упражнения из горизонтального положения к выполнению его из сидячего и, наконец, из вертикального положения; переходом от выполнения упражнений в индивидуальном порядке…
Со здоровыми детьми грудного возраста, не посещающими ясли, можно и должно заниматься гимнастикой дома. Следует, однако, отметить, что из всех факторов физического воспитания в домашних условиях наибольшие технические трудности возникают при назначении гимнастики, так как занятия гимнастикой с ребенком требуют от каждой матери приобретения специальных навыков и знаний. Каждый участковый врач должен быть хорошо знаком…
Обучение матери простейшим приемам массажа и гимнастики проводится на ее же ребенке в поликлинике, во время профилактического приема участковой сестрой под наблюдением участкового врача. Занятия с матерями должны проводиться в том же кабинете, где врач проводит профилактический прием. Во время патронажа участковая сестра и врач должны проверять организацию этой работы на дому (время и место…