Условия многих работ допускают ношение корригирующих очков (все профессии холодной обработки металла, радиотехнические, электротехнические, полиграфические, лаборантские, швейные, чертежные и др.).

Характер многих профессий может оказывать неблагоприятное влияние на орган зрения и вызывать профессиональные заболевания. К таким работам относятся те, в которых имеет место контакт с лучистой энергией, токами высокой и сверхвысокой частоты, с некоторыми токсическими веществами (свинец, мышьяк, тринитротолуол, сероуглерод).

Воздействие лучистой энергии (инфракрасные, рентгеновы, гамма-лучи), а также токи высокой и сверхвысокой частоты могут вызывать развитие профессиональной катаракты. Так, ультрафиолетовые лучи вызывают ожоги конъюнктивы и роговой оболочки (электрофтальмии).

Работы, связанные с постоянным и длительным воздействием на глаз мельчайшей металлической, наждачной пыли могут приводить к помутнению роговой оболочки, которое развивается вследствие изменений эпителия и нервных окончаний роговой оболочки, приводящих к анестезии ее, снижению чувствительности, нарушению защитного мигательного рефлекса.

Ряд профессий связан с повышенной опасностью травматизма глаз (почти все специальности горячей и холодной обработки металла, деревообработки, профессии химической промышленности, могущие вызывать химические ожоги глаз, профессия повара и др.), что требует от работающих в таких профессиях сохранности зрения на обоих глазах.

Как видно из перечисленных, далеко не полных примеров, довольно большое число работ предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию органа зрения. Поэтому для целей врачебной профессиональной консультации необходимо проведение специального исследования всех функций зрительного анализатора.

Обычно проводимое в школах офтальмологическое освидетельствование дает возможность установить только остроту зрения, острое либо хроническое заболевание глаза. Это недостаточно для суждения о пригодности подростка к той или иной работе.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Подростки с нерезко выраженной умственной отсталостью, обучающиеся во вспомогательной школе, как правило, не могут успешно овладеть профессиями, подготавливаемыми в профессионально-технических училищах. Им не следует рекомендовать работы, связанные с повышенной опасностью травматизма (на высоте, у движущихся механизмов), работы, требующие сохранности памяти, достаточного внимания, быстрых счетных операций, необходимости быстрой ориентировки в аварийных условиях производства, профессии, требующие освоения…

При оценке профессиональной пригодности подростков с аномалией рефракции необходимо учитывать, что работоспособность близорукого и дальнозоркого глаза различна. При близорукости хорошо видны близкие предметы. Однако длительная мелкая точная работа связана с постоянным напряжением зрения, что может вызвать прогрессирование близорукости. Поэтому подобные работы безопасны для подростков с таким недостатком зрения лишь при пользовании корригирующими очками. Дальнозоркий глаз…

Снижение слуха на шепотную речь только на одно ухо при сохранении слуха на второе ухо не является препятствием для перечисленных работ. Еще более значительных ограничений требуют подростки с выраженным снижением слуха, у которых слышимость шепотной речи снижена до 1 м и ближе на оба уха. Им, разумеется, абсолютно противопоказаны работы в условиях воздействия шума и…

Резкая степень отсталости умственного развития является препятствием к овладению какой бы то ни было квалификацированной профессией. Подростки с такими заболеваниями должны быть трудоустроены в специальные лечебно-трудовые мастерские, так как не подлежат профессиональному обучению совместно со здоровыми подростками. Вопросы профессиональной пригодности подростков, перенесших психическое заболевание, должны решаться совместно с психоневрологом с учетом данных специализированного учреждения, в…

Функциональная способность глаза с астигматизмом даже при достаточной коррекции значительно хуже, чем близорукого глаза, так как достигнуть постоянного правильного преломления лучей очень трудно. Помимо коррекции, подростки иногда прибегают к удобному наклону головы или компенсаторному вращению глаз, от чего несколько меняется преломление лучей. При выборе профессии подросткам с аномалией рефракции, как мы уже указывали, основное внимание…

Популярное
Новое Прочее