Освидетельствование офтальмолога для целей врачебной профессиональной консультации должно включать в себя следующие элементы:
- Исследование переднего отрезка глаза, при котором следует дать оценку состоянию конъюнктивы, ресничного края век, слезопроводящих путей, что очень важно для решения вопроса о возможности работы в условиях воздействия пыли и раздражающих глаза веществ.
- Определение остроты зрения каждого глаза в отдельности.
- Установление характера и силы рефракции обязательно во всех случаях, даже при полной остроте зрения, тем более при снижении остроты зрения, так как нередко вопросы профессиональной пригодности подростков с миопией и гиперметропией приходится решать различно даже при одинаковом снижении остроты зрения, вызванном этими разными по своей сущности аномалиями рефракции. Необходимость исследования рефракции при полной остроте зрения объясняется тем, что при гиперметропии даже довольно высокой, острота зрения может оставаться достаточной. Между тем способность выполнять точные мелкие работы нарушается.
- Определение остроты зрения с коррекцией обязательно, чтобы не ограничивать подростков с хорошо корригирующейся аномалией рефракции обучению профессиям, допускающим ношение очков.
- При значительной анизометропии и большой разнице в оптической силе стекол обоих глаз необходимо определение остроты зрения не с максимальной, а с переносимой коррекцией, которая чаще всего допускает разницу в силе стекол между двумя глазами не более 3,0 D.
- Исследование глазного дна.
- Определение цвето- и светоощущения.
- Исследование поля зрения.
- При наличии косоглазия и значительного разноглазия (значительной разницы в остроте зрения каждого глаза) необходимо исследование состояния бинокулярного зрения. При наличии птоза небходимо указать, закрывает ли опущенное веко при нормальном положении головы оптическую зону глаза (часть или весь зрачок).
Такое детальное освидетельствование органа зрения дает возможность выбора для подростка из многих специальностей наиболее подходящей, соответствующей функциональному состоянию его зрительного анализатора.
Отступление от такой методики возможно лишь при определении годности к одной избранной профессии, когда врачу заведомо известно, на какую работу поступает подросток. В таких случаях допустимо исследование тех функций глазного анализатора, сохранность которых необходима для выполнения избранной специальности. Например, при поступлении подростка на обучение специальности радиомонтажника необходимо исследование остроты зрения, рефракции, коррекции, состояния бинокулярного зрения, глазного дна и цветоощущения.
Для определения годности к этой профессии нет необходимости исследовать поле зрения. При решении вопроса о годности подростка, поступающего на работу токаря или фрезеровщика, не обязательно исследование светоощущения, но необходимо определение остроты зрения без коррекции и с коррекцией (можно работать в очках!), рефракции, состояния глазного дна, бинокулярного зрения и поля зрения.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская