Бинокулярное зрение зависит от функции различных отделов зрительного анализатора: от согласованной работы сетчатки с соответствующими отделами в коре головного мозга, от возможности центральной нервной системы сливать воедино раздельные изображения обоих глаз, от способности глазодвигательных мышц устанавливать зрительные оси так, чтобы световое раздражение падало точно на определенные отделы сетчатки обоих глаз.

Поэтому бинокулярное зрение может нарушаться при заболеваниях и отклонениях различных отделов центрального и периферического отрезка зрительного анализатора — при заболевании сетчатки и зрительного нерва, косоглазии, одноглазии и т. п. Бинокулярное зрение обеспечивает ощущение глубины рассматриваемых предметов, ориентировку в пространственных соотношениях, оценку расстояния между предметами.

При отсутствии бинокулярного зрения противопоказаны работы у движущихся механизмов (опасность травмы рук!), на высоте, работы со стереоскопическими приборами, мелкие точные работы, профессии, требующие быстро и правильно ориентироваться в расстояниях, пространстве, требующие спуска с высоты и т. п.

Подросткам с отсутствием бинокулярного зрения ограничен большой круг профессий («станочные» работы в металло- и деревообработке, слесарные и слесарно-сборочные работы, радиотехнические специальности, строительные и др.), поэтому проверка состояния бинокулярного зрения при выборе профессии совершенно необходима, особенно при наличии у подростка косоглазия и значительной анизометропии.

Косоглазие только в том случае ограничивает профессиональную пригодность, если оно сопровождается нарушением бинокулярного зрения. Нерезко выраженное косоглазие без нарушения бинокулярного зрения не требует никаких ограничений.

Довольно часто в профессионально-консультационной работе врачу приходится решать вопросы профессиональной пригодности подростков с одноглазием.

С точки зрения профессиональной консультации к одноглазию приравниваются лица с отсутствием глаза или со значительным снижением зрения на худшем глазу, не корригирующимся выше 0,1.

Подросткам с такими состояниями абсолютно противопоказаны работы, связанные с повышенной опасностью общего и особенно глазного травматизма, работы на высоте, у движущихся механизмов, профессии, требующие хорошего бинокулярного зрения и достаточного поля зрения.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Подростки с нерезко выраженной умственной отсталостью, обучающиеся во вспомогательной школе, как правило, не могут успешно овладеть профессиями, подготавливаемыми в профессионально-технических училищах. Им не следует рекомендовать работы, связанные с повышенной опасностью травматизма (на высоте, у движущихся механизмов), работы, требующие сохранности памяти, достаточного внимания, быстрых счетных операций, необходимости быстрой ориентировки в аварийных условиях производства, профессии, требующие освоения…

Из многих функций зрительного анализатора наибольшее значение в профессиональной деятельности имеет все же острота зрения, характер и сила рефракции. Работоспособность глаза с аномалией рефракции значительно ниже, чем эмметропического глаза. Вместе с тем известно, что среди детей и подростков частота аномалий рефракции до сих пор остается значительной и по удельному весу занимает первое место среди всех…

Снижение слуха на шепотную речь только на одно ухо при сохранении слуха на второе ухо не является препятствием для перечисленных работ. Еще более значительных ограничений требуют подростки с выраженным снижением слуха, у которых слышимость шепотной речи снижена до 1 м и ближе на оба уха. Им, разумеется, абсолютно противопоказаны работы в условиях воздействия шума и…

Резкая степень отсталости умственного развития является препятствием к овладению какой бы то ни было квалификацированной профессией. Подростки с такими заболеваниями должны быть трудоустроены в специальные лечебно-трудовые мастерские, так как не подлежат профессиональному обучению совместно со здоровыми подростками. Вопросы профессиональной пригодности подростков, перенесших психическое заболевание, должны решаться совместно с психоневрологом с учетом данных специализированного учреждения, в…

При оценке профессиональной пригодности подростков с аномалией рефракции необходимо учитывать, что работоспособность близорукого и дальнозоркого глаза различна. При близорукости хорошо видны близкие предметы. Однако длительная мелкая точная работа связана с постоянным напряжением зрения, что может вызвать прогрессирование близорукости. Поэтому подобные работы безопасны для подростков с таким недостатком зрения лишь при пользовании корригирующими очками. Дальнозоркий глаз…

Популярное
Новое Прочее