Трое детей с тяжелыми поражениями мозга умерли, не достигнув трехлетнего возраста. Из 79 выживших детей 57 были обследованы в возрасте 5 лет. Около половины из них (27 из 57) имели легкие последствия перенесенной гипоксии.

При этом у 2 из них отмечалось умеренное повреждение слухового нерва, у 1 — атипичные фебрильные судороги, причиной которых могла быть как наследственная предрасположенность, так и органическое поражение гипоксического характера.

У большинства этих детей (24 из 27) отмечались неврологические симптомы, такие как нарушение координации движений или признаки повреждения моторных нейронов, дискинезии и косоглазие, т. е. проявления синдрома минимальной дисфункции мозга. Из этих 24 детей у 21 было нарушение концентрации внимания, у 15 — расстройство речи, у 4 — косоглазие, у 2 — умеренное снижение слуха.

У всех 24 детей наблюдались по крайней мере три из следующих нарушений: неврологической функции, речи, восприятия, концентрации внимания, слуха (сенсорно-неврального), глазодвигательного нерва.

Таким образом, у них имеются критерии для постановки диагноза минимальной дисфункции мозга. У других 24 детей, состояние которых было расценено как нормальное, были нарушения в одной или двух из этих сфер. Эти минимальные повреждения были обнаружены с одинаковой частотой и в группе детей с искусственной вентиляцией, и в группе с гипоксией.

Если сравнить частоту последствий поражения центральной нервной системы у обследованной группы детей с соответствующими показателями в популяции в целом, то становится очевидным, что перспектива у них значительно хуже.

Так, смертность детей на 1-й неделе среди всех, рожденных в Институте акушерства в 1972 г., составила 0,6%, тогда как среди обследованных 21,1%. Тяжелые последствия встречались у 1,5 — 3% всех детей и у 11% выживших в неонатальном периоде из группы риска.

«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин

Последствия гипоксии можно сгруппировать следующим образом: церебральный паралич (ЦП), т. е. последствия повреждения двигательных центров и трактов; отставание в умственном развитии; гидроцефалия; эпилепсия; синдромы «минимальной дисфункции мозга», или нарушения обучения, трудности восприятия, расстройства двигательной координации, концентрации и т. п.; нарушение речи: сенсорно-невральные нарушения слуха; офтальмологические состояния, такие как атрофия зрительного нерва, косоглазие и т. д.,…

Совпадение заочной оценки с реальным состоянием здоровья (наличие либо отсутствие грубой органической неврологической патологии) отмечено у 12 из 20 детей. Из 8 детей, у которых прогноз не совпал с реальностью, 2 были ошибочно отнесены в группу здоровых, 6 — ошибочно отнесены к больным. В качестве примера совпадения прогноза с реальным состоянием ребенка приводим следующую историю…

Диагноз гипоксии ставился только в тех случаях, когда оценка по шкале Апгар у ребенка составляла 6 баллов и меньше на 5-й минуте после рождения. Дети, нуждавшиеся в искусственной вентиляции легких вследствие респираторного дистресс-синдрома, аспирации, кровоизлияния в легкие или пневмонии, также были включены в группу новорожденных с гипоксией. Из 5795 детей, родившихся живыми в 1972 г.,…

С практической точки зрения последствия повреждения ЦНС у детей, перенесших гипоксию, удобно подразделить не только в соответствии с симптоматикой, но также и по тяжести. Задержка умственного развития, церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия и ретролентарная фиброплазия выделяются обычно в группу серьезных последствий. С другой стороны, сенсорно-невральные нарушения слуха, расстройства речи и синдром минимальной дисфункции мозга включаются в…

Минимальная дисфункция мозга диагностирована у 1 — 3% младших школьников в общей популяции и у 42% детей группы риска в 5-летнем возрасте, хотя следует признать, что у детей данного возраста представляет больше трудности провести границу между нормой и патологией. Если ребенку не удается выполнить пункты теста Бакса и Уитмора, им приписываются отрицательные баллы. Получившие больше…

Популярное
Новое Прочее