Вариабельность клинических проявлений последствий родовой травмы и гипоксии

Повышение мышечного тонуса в ногах затрудняло опорную реакцию, характерным был упор на пальцы. У 2 из 39 детей, перенесших тяжелую перинатальную энцефалопатию, к концу первого года жизни сформировался синдром детского церебрального паралича. Оба ребенка родились у матерей с сердечнососудистой патологией, у которых было осложнено течение беременности и родов.

Следует отметить, что в первые 2 мес жизни у этих детей имела место выраженная гипотония мышц верхних и нижних конечностей, сменившаяся к 3 — 4-му месяцу дистонией, а затем гипертонией, преимущественно разгибателей. У больных отмечался отчетливый асимметричный шейнотонический рефлекс, что приводило к нарушению равновесия в положении сидя. Задержка формирования статических и локомоторных функций сочеталась у этих больных с задержкой психического развития.

Таким образом, у детей, перенесших перинатальную гипоксию, на первом году жизни отмечались остаточные явления, степень тяжести которых зависела от длительности и выраженности влияния кислородного голодания на плод и новорожденного ребенка.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют о широкой вариабельности клинических проявлений последствий родовой травмы и гипоксии. Одним из них является гипертензионно-гидроцефальный синдром, частота которого, по мнению многих авторов, в последние годы имеет тенденцию к увеличению.

Исходы гипертензионно-гидроцефального синдрома у детей различны. Под влиянием проводимого лечения может произойти компенсация или, напротив, формирование стойкой гипертензии той или иной степени тяжести.

В одном из исследований, проведенном сотрудниками Научно-исследовательского института педиатрии АМН СССР, в котором в течение 3 — 5 лет наблюдались 56 детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, были выявлены различные исходы этого состояния.

Дети первично осматривались в поликлинике НИИ педиатрии АМН СССР в возрасте 2 — 6 мес. В последующем их осматривали до 6-месячного возраста ежемесячно, далее — один раз в полгода и только после стойкой стабилизации заболевания — один раз в год.

В качестве дополнительных методов обследования проводились осмотр глазного дна, диафаноскопия, ЭХО-ЭЭГ и ЭЭГ. У отдельных больных была сделана рентгенография черепа. Большое значение при постановке диагноза придавали анамнезу.

У подавляющего большинства матерей исследуемых детей (49) роды были первыми, у 3 женщин — вторыми, у 4 — третьими. У 20 матерей отмечались явления вегетососудистой дистонии (по гипо- или гипертоническому типу), у 18 имелись хронические очаги воспаления (хронический тонзиллит, холецистит, аднексит). Обострения заболеваний у этих женщин в период беременности не отмечено. Две женщины в течение последних 4 — 6 лет лечились от бесплодия.

«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин

Последствия гипоксии можно сгруппировать следующим образом: церебральный паралич (ЦП), т. е. последствия повреждения двигательных центров и трактов; отставание в умственном развитии; гидроцефалия; эпилепсия; синдромы «минимальной дисфункции мозга», или нарушения обучения, трудности восприятия, расстройства двигательной координации, концентрации и т. п.; нарушение речи: сенсорно-невральные нарушения слуха; офтальмологические состояния, такие как атрофия зрительного нерва, косоглазие и т. д.,…

Совпадение заочной оценки с реальным состоянием здоровья (наличие либо отсутствие грубой органической неврологической патологии) отмечено у 12 из 20 детей. Из 8 детей, у которых прогноз не совпал с реальностью, 2 были ошибочно отнесены в группу здоровых, 6 — ошибочно отнесены к больным. В качестве примера совпадения прогноза с реальным состоянием ребенка приводим следующую историю…

Диагноз гипоксии ставился только в тех случаях, когда оценка по шкале Апгар у ребенка составляла 6 баллов и меньше на 5-й минуте после рождения. Дети, нуждавшиеся в искусственной вентиляции легких вследствие респираторного дистресс-синдрома, аспирации, кровоизлияния в легкие или пневмонии, также были включены в группу новорожденных с гипоксией. Из 5795 детей, родившихся живыми в 1972 г.,…

С практической точки зрения последствия повреждения ЦНС у детей, перенесших гипоксию, удобно подразделить не только в соответствии с симптоматикой, но также и по тяжести. Задержка умственного развития, церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия и ретролентарная фиброплазия выделяются обычно в группу серьезных последствий. С другой стороны, сенсорно-невральные нарушения слуха, расстройства речи и синдром минимальной дисфункции мозга включаются в…

Трое детей с тяжелыми поражениями мозга умерли, не достигнув трехлетнего возраста. Из 79 выживших детей 57 были обследованы в возрасте 5 лет. Около половины из них (27 из 57) имели легкие последствия перенесенной гипоксии. При этом у 2 из них отмечалось умеренное повреждение слухового нерва, у 1 — атипичные фебрильные судороги, причиной которых могла быть…

Популярное
Новое Прочее