На протяжении 3 лет жизни осуществлялось наблюдение за нервно-психическим развитием этих детей.

Развитие 23 детей, имевших к 3-летнему возрасту четкую клиническую картину детского церебрального паралича, характеризовалось выраженной задержкой становления основных психомоторных навыков и реакций, причем степень этой задержки во времени не коррелировала со степенью недоношенности.

Отмечены также качественные особенности психомоторных реакций — их невыразительность, однообразие.

Темпы раннего развития недоношенных, имевших функциональные нарушения, не отличались от таковых у здоровых недоношенных детей; особенностями их развития явились двигательная расторможенность и эмоционально-волевая лабильность. Был проведен корреляционный анализ связи между различными «факторами риска» перинатального периода и наличием отдаленных нервно-психических нарушений.

При этом удалось выявить достоверные связи между степенью гипоксии при рождении (3 градации по шкале Апгар — 7 баллов и выше, 5 — 6 баллов, 4 балла и ниже) и высоким риском грубой органической патологии нервной системы. Так, из 23 детей с детским церебральным параличом 10 имели оценку по шкале Апгар 4 балла и ниже, 12 детей 5 — 6 баллов и только у 1 было 7 баллов.

Методом дисперсионного анализа был определен достаточно высокий показатель силы влияния (η2) гипоксии на возникновение органической патологии нервной системы — 0,22.

При использовании этого метода у недоношенного ребенка в периоде новорожденности установлено преобладание выраженного судорожного синдрома (η2= 0,23), устойчивой локальной неврологической симптоматики (η2= 0,35) и устойчивого синдрома общего угнетения (η2 = 0,14).

«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин

Последствия гипоксии можно сгруппировать следующим образом: церебральный паралич (ЦП), т. е. последствия повреждения двигательных центров и трактов; отставание в умственном развитии; гидроцефалия; эпилепсия; синдромы «минимальной дисфункции мозга», или нарушения обучения, трудности восприятия, расстройства двигательной координации, концентрации и т. п.; нарушение речи: сенсорно-невральные нарушения слуха; офтальмологические состояния, такие как атрофия зрительного нерва, косоглазие и т. д.,…

Совпадение заочной оценки с реальным состоянием здоровья (наличие либо отсутствие грубой органической неврологической патологии) отмечено у 12 из 20 детей. Из 8 детей, у которых прогноз не совпал с реальностью, 2 были ошибочно отнесены в группу здоровых, 6 — ошибочно отнесены к больным. В качестве примера совпадения прогноза с реальным состоянием ребенка приводим следующую историю…

Диагноз гипоксии ставился только в тех случаях, когда оценка по шкале Апгар у ребенка составляла 6 баллов и меньше на 5-й минуте после рождения. Дети, нуждавшиеся в искусственной вентиляции легких вследствие респираторного дистресс-синдрома, аспирации, кровоизлияния в легкие или пневмонии, также были включены в группу новорожденных с гипоксией. Из 5795 детей, родившихся живыми в 1972 г.,…

С практической точки зрения последствия повреждения ЦНС у детей, перенесших гипоксию, удобно подразделить не только в соответствии с симптоматикой, но также и по тяжести. Задержка умственного развития, церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия и ретролентарная фиброплазия выделяются обычно в группу серьезных последствий. С другой стороны, сенсорно-невральные нарушения слуха, расстройства речи и синдром минимальной дисфункции мозга включаются в…

Трое детей с тяжелыми поражениями мозга умерли, не достигнув трехлетнего возраста. Из 79 выживших детей 57 были обследованы в возрасте 5 лет. Около половины из них (27 из 57) имели легкие последствия перенесенной гипоксии. При этом у 2 из них отмечалось умеренное повреждение слухового нерва, у 1 — атипичные фебрильные судороги, причиной которых могла быть…

Популярное
Новое Прочее