Детям младшего возраста дают задания овладеть с помощью родителей пользованием предметами домашнего обихода (например, ложкой, обычными игрушками, а также специально созданными для этой цели предметами).
Детей старшего возраста следует приучать к легким трудовым и другим процессам с постепенным усложнением задания при максимальном использовании парализованных конечностей: снять и надеть платье, зашнуровать ботинки, развязать узел, расчесать волосы (щеткой, гребенкой).
С детьми старшего возраста надо проводить беседы, объясняя им в доступной форме важность самостоятельного систематического проведения необходимых движений.
Восстановлению движений у больных с двигательными нарушениями особенно мешают разнообразные гиперкинезы, проявляющиеся преимущественно при произвольных движениях.
В основу работы над восстановлением речи положен тот же принцип, что и при восстановлении движений — активная тренировка языка, губ, произношение звуков, читка стихов, разучивание песен, растягивание слов — и специальное логопедическое обучение.
Основными методическими принципами лечебной физкультуры являются: индивидуализация упражнений, систематичность и регулярность физических упражнений и длительность их применения под контролем методиста по лечебной физкультуре.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой