К истории вопроса о применении гимнастики в раннем возрасте

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / К истории вопроса о применении гимнастики в раннем возрасте

В Советском Союзе опыт применения гимнастики в раннем возрасте имеет 35-летнюю давность.

Уже тогда перед врачами была поставлена задача не только лечить болезнь, но всемерно укреплять и совершенствовать организм больного ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению ко всем вредным воздействиям.

Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому автору Нейман Нейроде, который свои первые наблюдения ставил в Берлинской педиатрической клинике проф. Черни.

Эта методическая работа появилась у нас в русском переводе с предисловием проф. Черни в 20-х годах.

В Советском Союзе гимнастика грудных детей начала применяться в учреждениях раннего детства Москвы и затем Харькова с 1926—1927 гг. (К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек) в группах для грудных детей домов ребенка и яслей.

Методика и техника работы была заимствована у Нейман Нейроде, который рекомендовал использование гимнастики для грудных детей, начиная с 4месячного возраста.

В 1929 г., работая в Ленинградском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества, мы поставили себе задачу детально изучить вопрос применения гимнастики в раннем возрасте, дать физиологическое обоснование применяемой системы, определить показания и противопоказания для всех упражнений и приемов массажа в различных возрастах. С этой целью научно-исследовательская работа была поставлена в нескольких отделениях института, руководимых проф. А. Ф. Туром (в яслях, доме грудного ребенка, распределителе и в отделении для недоношенных детей).

В этих отделениях изучалось влияние гимнастики на детей с различными уклонениями от нормального развития: больных рахитом, гипотрофией, невропатией, недоношенных детей и при других патологических состояниях, а также изучались такие вопросы, как влияние гимнастики на энергию ферментов крови и морфологический состав ее.

Наряду с этим, в клинике воспитания детей раннего возраста, руководимой Н. Л. Фигуриным, были поставлены наблюдения над здоровыми детьми, с которыми занимались гимнастикой с первого месяца жизни. В этом отделении в течение 3 лет тщательно и систематически проводился учет ответных реакций детей на все применяемые мероприятия, в том числе на все приемы массажа и гимнастики.

Здесь была составлена и апробирована система гимнастики для детей самого раннего возраста, от 1 до 4 месяцев жизни, а также выработаны возрастные и физиологические показания и противопоказания для применения каждого приема. До этого, согласно системе Нейман Нейроде, гимнастика применялась у детей не ранее 4месячного возраста.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Движения вызывают прилив крови к мышцам и, следовательно, улучшают питание их. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая. Последнее обстоятельство необходимо всегда учитывать при организации обстановки для проведения гимнастики, а именно: во-первых, необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха через открытые фрамуги или окна ввиду…

Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса. Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для…

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и…

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее