К истории вопроса о применении гимнастики в раннем возрасте

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / К истории вопроса о применении гимнастики в раннем возрасте

В Советском Союзе опыт применения гимнастики в раннем возрасте имеет 35-летнюю давность.

Уже тогда перед врачами была поставлена задача не только лечить болезнь, но всемерно укреплять и совершенствовать организм больного ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению ко всем вредным воздействиям.

Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому автору Нейман Нейроде, который свои первые наблюдения ставил в Берлинской педиатрической клинике проф. Черни.

Эта методическая работа появилась у нас в русском переводе с предисловием проф. Черни в 20-х годах.

В Советском Союзе гимнастика грудных детей начала применяться в учреждениях раннего детства Москвы и затем Харькова с 1926—1927 гг. (К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек) в группах для грудных детей домов ребенка и яслей.

Методика и техника работы была заимствована у Нейман Нейроде, который рекомендовал использование гимнастики для грудных детей, начиная с 4месячного возраста.

В 1929 г., работая в Ленинградском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества, мы поставили себе задачу детально изучить вопрос применения гимнастики в раннем возрасте, дать физиологическое обоснование применяемой системы, определить показания и противопоказания для всех упражнений и приемов массажа в различных возрастах. С этой целью научно-исследовательская работа была поставлена в нескольких отделениях института, руководимых проф. А. Ф. Туром (в яслях, доме грудного ребенка, распределителе и в отделении для недоношенных детей).

В этих отделениях изучалось влияние гимнастики на детей с различными уклонениями от нормального развития: больных рахитом, гипотрофией, невропатией, недоношенных детей и при других патологических состояниях, а также изучались такие вопросы, как влияние гимнастики на энергию ферментов крови и морфологический состав ее.

Наряду с этим, в клинике воспитания детей раннего возраста, руководимой Н. Л. Фигуриным, были поставлены наблюдения над здоровыми детьми, с которыми занимались гимнастикой с первого месяца жизни. В этом отделении в течение 3 лет тщательно и систематически проводился учет ответных реакций детей на все применяемые мероприятия, в том числе на все приемы массажа и гимнастики.

Здесь была составлена и апробирована система гимнастики для детей самого раннего возраста, от 1 до 4 месяцев жизни, а также выработаны возрастные и физиологические показания и противопоказания для применения каждого приема. До этого, согласно системе Нейман Нейроде, гимнастика применялась у детей не ранее 4месячного возраста.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…

По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее