Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее.

Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и разницу между ними в смысле воспитательных задач.

Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими воспитательными воздействиями: соответствующей обстановкой, пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями. Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—16минутным занятием гимнастикой.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом. В организованных подвижных играх, под общую команду воспитательницы, определенные движения осуществляются одновременно группой детей; эти движения направлены на развитие элементарных двигательных навыков ходьбы, подпрыгивания и других. Цель организованных подвижных игр под музыку — развитие музыкального слуха и ритма в смысле распределения движения во времени.

Чувство ритма доступно ребенку с раннего возраста, так как ритм регулируется подкорковыми центрами. По сравнению со свободными играми организованные подвижные игры и музыкальные занятия предъявляют к детям большие требования в отношении внимания и взаимной согласованности движений, но точность, полнота и правильность движений, как в свободных, так и в организованных играх не обеспечивается.

Гимнастика является самым напряженным видом двигательной активности, что стоит в связи с ее основной воспитательной задачей, которая направлена на развитие качества движений, т. е. воспитание правильных навыков в движениях верхних конечностей, в ползании, в сидении, стоянии, ходьбе, воспитание правильной осанки и улучшение качества движений — их ритмичности (в смысле экономии энергии).


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд…

В Советском Союзе опыт применения гимнастики в раннем возрасте имеет 35-летнюю давность. Уже тогда перед врачами была поставлена задача не только лечить болезнь, но всемерно укреплять и совершенствовать организм больного ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению ко всем вредным воздействиям. Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому автору Нейман…

Некоторые считают, что легкий, поглаживающий массаж, содействующий расслаблению мышц, в первые 3 месяца жизни противопоказан, так как он противоречит «принципу щажения» преобладающей физиологической реакции — гипертонии сгибателей. В таком случае непонятно, почему исключение делается только для массажа, который так же, как и теплая ванна, стимулирует расслабление мышц и при этом через те же рецепторные приборы,…

В 30-х годах научные наблюдения в этой области начали проводиться также в Московском областном научно-исследовательском институте оздоровления раннего детства, где, кроме того, была поставлена работа с детьми в возрасте от 1/2 до 3 лет. Итоги этой работы изложены в статье «К вопросу о задачах, средствах и формах двигательной культуры в возрасте от 1/2 до 3…

Очень часто в повседневной обычной домашней обстановке множество проводимых мероприятий, чрезвычайно ценных для развития ребенка, не учитывается окружающими, и в силу этого часто делается ошибочный вывод, что ребенок хорошо развивается сам, без постороннего вмешательства. Между тем, даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной теплой ванны, постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, тактильного воздействия в виде поглаживания…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее