Потребность в основных пищевых веществах подростков, в отличие от детей других возрастных групп, зависит не только от возраста, характера трудовой деятельности, сезона, климатогеографических условий, но и от половых особенностей.

В настоящее время для установления потребности в пищевых веществах применяется комплекс клинико-физиологических и биохимических показателей — физическое развитие, состояние здоровья, заболеваемость, исследования высшей нервной деятельности, иммунореактивного состояния, определение суточных энергетических трат, обмена веществ и др. Количественная потребность в пище определяется установлением суточных энерготрат (методом прямой и непрямой калориметрии) и изучением суточного бюджета времени.

Суточные энерготраты складываются из затрат энергии на основной обмен и специфически-динамическое действие пищи (составляющее 10—12% основного обмена), а также затрат энергии в течение суток на все виды деятельности.

По данным Института питания АМН СССР, суточные энерготраты подростков — учащихся школ-интернатов составляют 3000 ккал. В дни, связанные с повышенной трудовой деятельностью (2-часовая работа в слесарной мастерской), энерготраты возрастают на 10—12%. Согласно литературным данным, энерготраты подростков металлургов в дни теоретических занятий составляют 3000 ккал, в производственные дни увеличивается на 30%.

У подростков строителей, учащихся ремесленных училищ они повышаются на 10 %, у каменщиков и штукатуров — на 25%. В дни, не связанные с трудовой деятельностью, энерготраты у этих же подростков составляют 3000 ккал. Эти данные совпадают с энерготратами подростков школы-интерната, не связанных с производственным обучением.

Таким образом, калорийная потребность, необходимая для покрытия суточных энергозатрат, оставаясь возрастной, меняется от вида трудовой деятельности. Поэтому для правильного построения питания работающих подростков калорийность рациона должна увеличиваться на 10—30% в зависимости от выполняемой работы.

Кроме того, калорийность суточного рациона как в дни теоретических занятий, так и в дни, связанные с производственным обучением, должна быть выше суточных энерготрат на 10%. Эта надбавка идет на отходы и потери при кулинарной обработке продуктов, а также на неполную степень усвоения пищевых веществ желудочно-кишечным трактом.

В целях сохранения правильного соотношения основных пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы относятся, как 1 :1 :4—5) повышение калорийности рациона должно идти за счет увеличения всех пищевых веществ.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Белковая часть рациона имеет особое биологическое значение. Исключительно важная роль белка обусловлена тем, что он является главным пластическим материалом и принимает участие во всех функциональных отправлениях организма. В отличие от остальных пищевых веществ белок не синтезируется в организме из других соединений. Особенно большое значение имеет белок для растущего организма. Белок необходим растущему организму не только…

Витамин А (аксерофтол). Особое значение в питании растущего организма принадлежит витамину А, являющемуся истинным фактором роста. Он играет немалую роль в состоянии иммунитета, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Витамин А необходим для нормальной функции органа зрения (принимает участие в образовании зрительного пурпура). Витамин А регулирует трофическое состояние эктодермы — кожи, волос, ногтей, слизистых оболочек,…

Важным звеном при рациональном построении режима питания является соблюдение определенных, строго установленных часов приема пищи. Часы приема пищи зависят от общего режима дня (время подъема, ухода на занятия, работу, возвращение домой и т. д.). Первый прием пищи — полноценный завтрак подростки должны получать до начала трудовой деятельности. Важность приема полноценного завтрака диктуется тем, что он…

Для использования избыточного количества белка, который не откладывается в организме в виде запаса и должен быть израсходован, требуется значительное напряжение обменных процессов. Не менее важную роль в жизнедеятельности организма играет качество белка рациона, определяемое аминокислотным составом его. Белки тела человека состоят из аминокислот, находящихся в определенном количественном и качественном соотношении. Многие аминокислоты не синтезируются в…

При дефиците в организме витамина D снижаются все окислительно-восстановительные процессы. При недостатке его нарушается кальциевый и фосфорный обмены, что приводит к развитию рахита у детей, а у взрослых — к остеомаляции и остеопорозу. Многие клиницисты полагают, что возникающие у школьников кифозы, сколиозы, лордозы, плоскостопие являются проявлениями позднего рахита. В литературе описаны случаи так называемого rachitis…

Популярное
Новое Прочее