Особенно интенсивное развитие мышц отмечается в пубертатном периоде, когда за 2—3 года масса мышц увеличивается на 12%. Так, вес мышц подростка 15 лет составляет 1/3 по отношению к общему весу. Резко нарастает сила мышц конечностей, спины, плечевого пояса, шеи. В результате интенсивного удлинения костей, массы и длины мышц в первые годы пубертатного периода возникает временная диспропорция в росте костей и мышц, что приводит к нарушению координации движений.

Подростки становятся неуклюжими, движения угловатыми. Однако развитие нейроэндокринной регуляции приводит к сравнительно быстрому выравниванию координации движений. Весьма интенсивно у подростков возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений.

Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных
реакций у взрослых.

Наши наблюдения показали, что нарастание массы мышц, их сила, координация движений, возбудимость и лабильность протекают синхронно с развитием полового созревания. Для оценки степени развития становой силы для юношей нами составлена следующая шкала: малая — 160% веса и ниже; средняя 161—200% веса; большая — 201% веса и выше.

Органы дыхательной системы в основном развиваются в препубертатном периоде. В возрасте 14—15 лет уже заканчивается их морфологическое развитие.

В дальнейшем в течение пубертатного периода несколько меняется структура этих органов и некоторые стороны их функции. По мере нарастания функции передней доли гипофиза и надпочечников начинается инволюция миндалин.

Боковые лимфатические железы глотки достигают окончательных размеров к концу пубертатного периода. Усиленный рост гортани заканчивается к 16 годам. У мальчиков гортань увеличивается в сагиттальном направлении, у девочек в вертикальном. Гортань развивается синхронно с половым созреванием. В течение пубертатного возраста развиваются и удлиняются истинные голосовые связки и укрепляются хрящи гортани.

Вместе с изменением полостей носоглотки они оказывают влияние на изменение тембра голоса.

Разницей в ширине гортани и длине голосовых связок определяется разница в высоте голоса юношей и девушек.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Изучение физического развития подростка обычно производится посредством измерения основных антропометрических признаков: роста стоя, роста сидя, веса и окружности грудной клетки. Однако следует отметить, что только по антропометрическим данным нельзя оценивать физическое развитие подростков. Для общей оценки физического развития весьма существенное значение имеют степень полового созревания, такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких, мышечная сила, уровень…

Для измерения роста сидя при пользовании деревянным ростомером обследуемый усаживается на откидную площадку или табуретку высотой в 40 см. Для определения роста сидя из общего показателя шкалы ростомера вычитают 40 см (высота табуретки). Для удобства определения роста сидя целесообразно к вертикальной доске ростомера прикреплять вторую шкалу, Отсчет которой следует начинать с уровня плоскости табуретки, линия…

Нельзя измерять окружность грудной клетки при поднятых руках. Необходимо следить за тем, чтобы лента без натяжения всюду прилегала к телу. Для отвлечения внимания подростку следует задавать какие-либо вопросы. В это время измеряют периметр грудной клетки, затем измеряют окружность грудной клетки при максимальном выдохе и полном вдохе. Разница между вдохом и выдохом определяет величину экскурсии грудной…

Силу мышц туловища измеряют становым динамометром Матье—Коллена. Испытуемый становится ногами на площадку динамометра и берется обеими руками за рукоятку динамометра, установленного точно на уровне колен. Не сгибая рук и ног обследуемый должен тянуть рукоятку вверх до предела возможности. Следует помнить, что измерение становой силы противопоказано при наличии болей в области поясницы, грыжи и девушкам во…

Для статистической обработки полученных данных после проверки карт приступают к распределению материала на возрастно-половые группы с интервалом в один год. При этом в первую очередь необходимо определить возраст каждого подростка к моменту его освидетельствования. К данной возрастной группе следует относить подростков с 6 месяцев предшествующего возрастного года до 5 месяцев 29 дней последующего возрастного года…

Популярное
Новое Прочее