Уровень формирующегося самосознания, ведущим качеством которого становится возможность перспективного предвидения, гипотетического мышления, определяет многие особенности психики подростков. Значимость самого поступка, свойственная детству, сменяется в отрочестве значением эффекта поступка на окружающих.

Стремление к преимуществу перед сверстниками («лучший», «худший», будет «лучшим», «худшим» и др.) определяет появление элементов рисовки, бравады, категоричности высказываемых мнений, непререкаемости их.

Будущее подростком по указанным причинам полностью не осмысливается. Подросток оценивает как наиболее актуальное лишь ближайшее будущее. В этой связи самоутверждение в настоящем и ближайшем будущем для него особенно значимо. Перспективы далекого будущего весьма призрачны, относительны, малозначимы.

Отсюда и происходит нередко свойственная подросткам переоценка своих возможностей, поскольку последние они относят к разным этапам будущего.

Богатое воображение служит основанием для оценки своих возможностей «в будущем», которых они стремятся достигнуть, «может», «собираются» достигнуть, в то время как окружающие составляют о подростках мнение по тому, чего они достигли, что делают, как поступают.

Неустановившаяся еще дифференциация этого противоречия порождает многие конфликты отрочества. Противоречивость во внешних реакциях, поведении, поступках и действиях подростков, часто неправильно оцениваемая родителями и воспитателями, порождает у них ошибочное представление о трудновоспитуемости подростков.

Более глубокое знание мира внутренних переживаний подростков позволяет понять все сложности и объективные трудности осуществляемого им самоутверждения в жизни. Он уже не ребенок, но, возвращаясь из школы, часто обращается к своим друзьям детства — привычным детским игрушкам.

Он уже не ребенок, но охотно перебирает детские игрушки в магазине, старательно сдерживая свой интерес к ним перед родителями и вместе с тем своим внешним обликом давая понять как ему хочется иметь игрушки.

Он еще не юноша, обладающий «величайшей» самостоятельностью, но уже строит простейшие гипотезы, самостоятельно оценивает весьма сложные обстоятельства жизни, планирует свое будущее и др.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Наблюдение и контроль за состоянием физического развития подростков являются одним из основных разделов работы врачей, обслуживающих подростков. Ежегодные данные, характеризующие динамику показателей физического развития подростков, позволяют врачу изучить влияние условий жизни прошедшего трудового года на развитие и формирование растущего организма. Результаты исследования физического развития дают основание к разработке мероприятий лечебно-профилактического, оздоровительного и социально-бытового характера, способствующих…

Изучение физического развития подростка обычно производится посредством измерения основных антропометрических признаков: роста стоя, роста сидя, веса и окружности грудной клетки. Однако следует отметить, что только по антропометрическим данным нельзя оценивать физическое развитие подростков. Для общей оценки физического развития весьма существенное значение имеют степень полового созревания, такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких, мышечная сила, уровень…

Для измерения роста сидя при пользовании деревянным ростомером обследуемый усаживается на откидную площадку или табуретку высотой в 40 см. Для определения роста сидя из общего показателя шкалы ростомера вычитают 40 см (высота табуретки). Для удобства определения роста сидя целесообразно к вертикальной доске ростомера прикреплять вторую шкалу, Отсчет которой следует начинать с уровня плоскости табуретки, линия…

Нельзя измерять окружность грудной клетки при поднятых руках. Необходимо следить за тем, чтобы лента без натяжения всюду прилегала к телу. Для отвлечения внимания подростку следует задавать какие-либо вопросы. В это время измеряют периметр грудной клетки, затем измеряют окружность грудной клетки при максимальном выдохе и полном вдохе. Разница между вдохом и выдохом определяет величину экскурсии грудной…

Силу мышц туловища измеряют становым динамометром Матье—Коллена. Испытуемый становится ногами на площадку динамометра и берется обеими руками за рукоятку динамометра, установленного точно на уровне колен. Не сгибая рук и ног обследуемый должен тянуть рукоятку вверх до предела возможности. Следует помнить, что измерение становой силы противопоказано при наличии болей в области поясницы, грыжи и девушкам во…

Популярное
Новое Прочее