Определение эгоизма как дефектного качества личности, вытекающего якобы из противопоставления личных интересов общественным, нам представляется ошибочным. В ходе формирования личности индивидуума развитие эгоизма закономерно и необходимо.

Н. А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм — неотъемлемое качество любого человека, что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится «ничтожеством».

Естественно, однако, что в своих крайностях любое качество превращается в свою противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что его представления о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности.

В отличие от периода первого криза это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, дифференциации как собственного значения, так и собственной принадлежности к коллективу, понимание своей зависимости от коллектива, от общества.

При гармоническом развитии подростка это всегда так. От среды, в которой воспитывается подросток, зависит, станет он забитым, лишенным собственного мнения и самоуважения (самолюбия) «ничтожеством» (Н. А. Добролюбов).

Не критиканство формирующегося эгоизма, а разумное управление и коррекция качеств подростка — ведущая задача воспитателя. Необходимо учитывать также роль ряда биологических особенностей, свойственных организму подростка. Известны сложные нейрогормональные сдвиги, происходящие в пубертатном возрасте — возрасте полового созревания.

В этой связи многим подросткам свойственны состояния повышенной утомляемости, состояния, как правило, временные и проходящие. Естественно, что такая повышенная утомляемость чаще сосуществует с упрямством и раздражительностью, немотивированными поступками и аффективными вспышками, грубостью и противопоставлением себя взрослым и т. д.

Нетрудно видеть, однако, что сами эти реакции подростка не являются результатом повышенной утомляемости, которая возникает лишь вследствие усиления, обострения, гротескной выраженности качеств, типичных для психики подростка. Вместе с тем длительные состояния утомления, слабости организма подростка могут способствовать как более стойкому проявлению отрицательных типов его реакций, так и последующему закреплению их.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Отсталость физического развития нередко связана с условиями быта подростка, неполноценным питанием, недосыпанием, несоответствием возрасту режима и характера труда, с перенесенными инфекционными и хроническими заболеваниями, нарушениями в щитовидной железе, надпочечниках и других железах внутренней секреции. Лишь после всестороннего анализа возможного влияния какого-либо фактора на задержку полового созревания могут быть рационально намечены пути профилактических и лечебных воздействий….

Наблюдение и контроль за состоянием физического развития подростков являются одним из основных разделов работы врачей, обслуживающих подростков. Ежегодные данные, характеризующие динамику показателей физического развития подростков, позволяют врачу изучить влияние условий жизни прошедшего трудового года на развитие и формирование растущего организма. Результаты исследования физического развития дают основание к разработке мероприятий лечебно-профилактического, оздоровительного и социально-бытового характера, способствующих…

Изучение физического развития подростка обычно производится посредством измерения основных антропометрических признаков: роста стоя, роста сидя, веса и окружности грудной клетки. Однако следует отметить, что только по антропометрическим данным нельзя оценивать физическое развитие подростков. Для общей оценки физического развития весьма существенное значение имеют степень полового созревания, такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких, мышечная сила, уровень…

Для измерения роста сидя при пользовании деревянным ростомером обследуемый усаживается на откидную площадку или табуретку высотой в 40 см. Для определения роста сидя из общего показателя шкалы ростомера вычитают 40 см (высота табуретки). Для удобства определения роста сидя целесообразно к вертикальной доске ростомера прикреплять вторую шкалу, Отсчет которой следует начинать с уровня плоскости табуретки, линия…

Нельзя измерять окружность грудной клетки при поднятых руках. Необходимо следить за тем, чтобы лента без натяжения всюду прилегала к телу. Для отвлечения внимания подростку следует задавать какие-либо вопросы. В это время измеряют периметр грудной клетки, затем измеряют окружность грудной клетки при максимальном выдохе и полном вдохе. Разница между вдохом и выдохом определяет величину экскурсии грудной…

Популярное
Новое Прочее