Определение эгоизма как дефектного качества личности, вытекающего якобы из противопоставления личных интересов общественным, нам представляется ошибочным. В ходе формирования личности индивидуума развитие эгоизма закономерно и необходимо.

Н. А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм — неотъемлемое качество любого человека, что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится «ничтожеством».

Естественно, однако, что в своих крайностях любое качество превращается в свою противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что его представления о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности.

В отличие от периода первого криза это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, дифференциации как собственного значения, так и собственной принадлежности к коллективу, понимание своей зависимости от коллектива, от общества.

При гармоническом развитии подростка это всегда так. От среды, в которой воспитывается подросток, зависит, станет он забитым, лишенным собственного мнения и самоуважения (самолюбия) «ничтожеством» (Н. А. Добролюбов).

Не критиканство формирующегося эгоизма, а разумное управление и коррекция качеств подростка — ведущая задача воспитателя. Необходимо учитывать также роль ряда биологических особенностей, свойственных организму подростка. Известны сложные нейрогормональные сдвиги, происходящие в пубертатном возрасте — возрасте полового созревания.

В этой связи многим подросткам свойственны состояния повышенной утомляемости, состояния, как правило, временные и проходящие. Естественно, что такая повышенная утомляемость чаще сосуществует с упрямством и раздражительностью, немотивированными поступками и аффективными вспышками, грубостью и противопоставлением себя взрослым и т. д.

Нетрудно видеть, однако, что сами эти реакции подростка не являются результатом повышенной утомляемости, которая возникает лишь вследствие усиления, обострения, гротескной выраженности качеств, типичных для психики подростка. Вместе с тем длительные состояния утомления, слабости организма подростка могут способствовать как более стойкому проявлению отрицательных типов его реакций, так и последующему закреплению их.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Для статистической обработки полученных данных после проверки карт приступают к распределению материала на возрастно-половые группы с интервалом в один год. При этом в первую очередь необходимо определить возраст каждого подростка к моменту его освидетельствования. К данной возрастной группе следует относить подростков с 6 месяцев предшествующего возрастного года до 5 месяцев 29 дней последующего возрастного года…

Подросток К-в родился 20/VI 1950 г., освидетельствован 10/V 1966 г. Вычтя из года осмотра (1966) год его рождения (1950) получим число лет (16). В вертикальном столбце находим июнь и в горизонтальном — май. На пересечении столбцов цифр этих месяцев находим цифру 1. Таким образом, к моменту освидетельствования подростку К-ву было 16 лет 1 месяц или…

Очевидно, что вес зависит не только от длины тела, но и от окружности грудной клетки и особенно от длины ног. Для учета возможности наличия индивидуальных различий в пропорциях тела в зависимости от различных вариантов роста стоя и роста сидя пользуются таблицами множественной корреляции, где должный показатель веса вычисляется с учетом различных соотношений между ростом стоя…

В подростковом возрасте — периоде формирования и развития интенсивно растущего организма при оценке физического развития существенное значение имеет половое созревание. К внешним проявлениям начала полового созревания лиц мужского пола (14—15 лет) относятся появление роста волос на лице, развитие и вытягивание кпереди щитовидного хряща (кадыка), изменение голоса, рудиментарное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией…

У девушек следующие степени развития грудных желез характеризуют состояние полового созревания: железы в самом начале развития, сосок только поднимается над околососковым кружком Ma1; околососковый кружок больших размеров, сосок невелик, не выдается из плоскости круша, очертание соска и кружка вместе образуют конус; железы приподняты на очень ограниченном участке — Ма2; сосок и околососковый кружок сохраняют форму,…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее