Гармония в формировании психических качеств подростка

Гармония в формировании психических качеств подростка определяется как устранением чрезмерной опеки его в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики.

Еще в середине прошлого века первый из русских исследователей в этой области К. И. Грум-Гржимайло в своем руководстве «К воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» сообщил, что если умственная деятельность переходит границы и часто повторяется, то человек худеет всем телом, слабеет, теряет бодрость духа, аппетит, сон и, наконец, подвергается разным страданиям и недугам.

Поэтому чрезмерное упражнение и долговременное напряжение умственной деятельности имеет влияние не только на мозг, но и на весь организм ребенка.

Мера, гармония, синхронность воспитания соответствующих качеств у подростка определяют в первую очередь как последовательность, так и цельность структуры психического облика его.

Как недооценка упрочения в раннем возрасте непосредственных впечатлений у ребенка, так и переоценка роли чрезмерно раннего умственного развития его через слово и фразу могут одинаково пагубно сказаться на последующем формировании психики подростка.

Образно раскрывая дисгармонию в формировании психических качеств индивидуума, французский энциклопедист Д. Дидро писал: «Понятия, не имеющие никакой опоры в природе, можно сравнить с теми лесами севера, где деревья — без корней. Достаточно легкого порыва ветра, чтобы перевернуть целый такой лес, — достаточно незначительного факта, чтобы перевернуть целый лес представлений».

Это положение хорошо раскрывает нередко встречающийся недостаток гармонического воспитания психики подростка, который приводит к тому, что подросток хорошо знает, как не надо жить, но часто не знает, как надо жить.

Вместе с тем именно гармоническое воспитание создает условия для выработки такого синхронного соотношения, качества которого присущи данному человеку в их единстве и неповторимой индивидуальности. Однако далеко не все аспекты сложной проблемы качественных особенностей психики подростка решены современной наукой.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Подросток К-в родился 20/VI 1950 г., освидетельствован 10/V 1966 г. Вычтя из года осмотра (1966) год его рождения (1950) получим число лет (16). В вертикальном столбце находим июнь и в горизонтальном — май. На пересечении столбцов цифр этих месяцев находим цифру 1. Таким образом, к моменту освидетельствования подростку К-ву было 16 лет 1 месяц или…

Очевидно, что вес зависит не только от длины тела, но и от окружности грудной клетки и особенно от длины ног. Для учета возможности наличия индивидуальных различий в пропорциях тела в зависимости от различных вариантов роста стоя и роста сидя пользуются таблицами множественной корреляции, где должный показатель веса вычисляется с учетом различных соотношений между ростом стоя…

В подростковом возрасте — периоде формирования и развития интенсивно растущего организма при оценке физического развития существенное значение имеет половое созревание. К внешним проявлениям начала полового созревания лиц мужского пола (14—15 лет) относятся появление роста волос на лице, развитие и вытягивание кпереди щитовидного хряща (кадыка), изменение голоса, рудиментарное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией…

У девушек следующие степени развития грудных желез характеризуют состояние полового созревания: железы в самом начале развития, сосок только поднимается над околососковым кружком Ma1; околососковый кружок больших размеров, сосок невелик, не выдается из плоскости круша, очертание соска и кружка вместе образуют конус; железы приподняты на очень ограниченном участке — Ма2; сосок и околососковый кружок сохраняют форму,…

Отсталость физического развития нередко связана с условиями быта подростка, неполноценным питанием, недосыпанием, несоответствием возрасту режима и характера труда, с перенесенными инфекционными и хроническими заболеваниями, нарушениями в щитовидной железе, надпочечниках и других железах внутренней секреции. Лишь после всестороннего анализа возможного влияния какого-либо фактора на задержку полового созревания могут быть рационально намечены пути профилактических и лечебных воздействий….

Популярное
Новое Прочее