Гармония в формировании психических качеств подростка

Гармония в формировании психических качеств подростка определяется как устранением чрезмерной опеки его в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики.

Еще в середине прошлого века первый из русских исследователей в этой области К. И. Грум-Гржимайло в своем руководстве «К воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» сообщил, что если умственная деятельность переходит границы и часто повторяется, то человек худеет всем телом, слабеет, теряет бодрость духа, аппетит, сон и, наконец, подвергается разным страданиям и недугам.

Поэтому чрезмерное упражнение и долговременное напряжение умственной деятельности имеет влияние не только на мозг, но и на весь организм ребенка.

Мера, гармония, синхронность воспитания соответствующих качеств у подростка определяют в первую очередь как последовательность, так и цельность структуры психического облика его.

Как недооценка упрочения в раннем возрасте непосредственных впечатлений у ребенка, так и переоценка роли чрезмерно раннего умственного развития его через слово и фразу могут одинаково пагубно сказаться на последующем формировании психики подростка.

Образно раскрывая дисгармонию в формировании психических качеств индивидуума, французский энциклопедист Д. Дидро писал: «Понятия, не имеющие никакой опоры в природе, можно сравнить с теми лесами севера, где деревья — без корней. Достаточно легкого порыва ветра, чтобы перевернуть целый такой лес, — достаточно незначительного факта, чтобы перевернуть целый лес представлений».

Это положение хорошо раскрывает нередко встречающийся недостаток гармонического воспитания психики подростка, который приводит к тому, что подросток хорошо знает, как не надо жить, но часто не знает, как надо жить.

Вместе с тем именно гармоническое воспитание создает условия для выработки такого синхронного соотношения, качества которого присущи данному человеку в их единстве и неповторимой индивидуальности. Однако далеко не все аспекты сложной проблемы качественных особенностей психики подростка решены современной наукой.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

В подростковом возрасте — периоде формирования и развития интенсивно растущего организма при оценке физического развития существенное значение имеет половое созревание. К внешним проявлениям начала полового созревания лиц мужского пола (14—15 лет) относятся появление роста волос на лице, развитие и вытягивание кпереди щитовидного хряща (кадыка), изменение голоса, рудиментарное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией…

У девушек следующие степени развития грудных желез характеризуют состояние полового созревания: железы в самом начале развития, сосок только поднимается над околососковым кружком Ma1; околососковый кружок больших размеров, сосок невелик, не выдается из плоскости круша, очертание соска и кружка вместе образуют конус; железы приподняты на очень ограниченном участке — Ма2; сосок и околососковый кружок сохраняют форму,…

Отсталость физического развития нередко связана с условиями быта подростка, неполноценным питанием, недосыпанием, несоответствием возрасту режима и характера труда, с перенесенными инфекционными и хроническими заболеваниями, нарушениями в щитовидной железе, надпочечниках и других железах внутренней секреции. Лишь после всестороннего анализа возможного влияния какого-либо фактора на задержку полового созревания могут быть рационально намечены пути профилактических и лечебных воздействий….

Наблюдение и контроль за состоянием физического развития подростков являются одним из основных разделов работы врачей, обслуживающих подростков. Ежегодные данные, характеризующие динамику показателей физического развития подростков, позволяют врачу изучить влияние условий жизни прошедшего трудового года на развитие и формирование растущего организма. Результаты исследования физического развития дают основание к разработке мероприятий лечебно-профилактического, оздоровительного и социально-бытового характера, способствующих…

Изучение физического развития подростка обычно производится посредством измерения основных антропометрических признаков: роста стоя, роста сидя, веса и окружности грудной клетки. Однако следует отметить, что только по антропометрическим данным нельзя оценивать физическое развитие подростков. Для общей оценки физического развития весьма существенное значение имеют степень полового созревания, такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких, мышечная сила, уровень…

Популярное
Новое Прочее