В. И. Иоффе с целью более точного определения чувствительности организма к токсину скарлатинозного стрептококка предложил «титрационную кожную пробу»: одновременно несколькими инъекциями или последовательно с промежутками в 3 — 4 дня в кожу вводят различные дозы токсина (1/3 , одна и несколько полных кожных доз). Пользуясь этим методом, автор определял степень напряженности противоскарлатинозного иммунитета.
Исследователями последнего времени выявлено нередкое несовпадение результатов реакции Дика с состоянием восприимчивости к скарлатине. Это вызывает сомнение относительно ее значения как достоверного показателя состояния иммунитета к этой инфекции в современных условиях.
В дальнейшем была установлена связь скарлатины с бета-гемолитическим стрептококком группы А (Ленсфильд). В. И. Иоффе, И. И. Левин и др. выявили, что в течении скарлатины закономерно происходит нарастание в крови стрептококковых антител при одновременном снижении содержания стрептококковых антигенов. Выявление этих иммунологических сдвигов служит дополнительным подкреплением представления об этиологической роли стрептококка.
Считают, что развитие скарлатины происходит при инфицировании бета-гемолитическим стрептококком группы А и при отсутствии антитоксического иммунитета.
При инфицировании лиц, иммунных к токсину, но не имеющих антимикробного иммунитета, возникает ангина и другие проявления стрептококковой инфекции. В начале текущего столетия возникла вирусная теория этиологии скарлатины. С. И. Златогоровым была выдвинута идея ассоциации стрептококка и фильтрующегося вируса, согласно которой вирус активизирует и сообщает особые свойства стрептококку. Доводы сторонников вирусной теории неубедительны. Наличие специфического скарлатинозного вируса не доказано.
«Детские инфекционные болезни»,
С.Д. Носов